Монастырь Жеронимуш и Торре-ду-Белен, памятники «золотого века» Португалии

Белен (португал. Belem, от Bethlehem – Вифлеем) – старинное предместье столицы Португалии Лиссабона, расположенное в устье реки Тежу. Прямо в реке, недалеко от знаменитого монастыря Жеронимуш, стоит грозная башня-крепость Торре-ду-Белен, или Вифлеемская башня.

Торре-ду-Белен, башня-крепость

XVI столетие стало золотым веком для Португалии. Головокружительные успехи на море, колоссальные прибыли от заморской торговли и далеких американских и африканских колоний способствовали росту престижа страны, ее быстрому экономическому и культурному развитию. В эпоху правления короля Мануэля I (1495–1521) рождается новый художественный стиль – мануэлино, португальский вариант ренессанса, несравненный по богатству и изяществу, в котором нашли свое отражение и мавританские, и даже индийские черты. Одним из лучших памятников этого стиля и стала башня в Белене.

К началу XVI столетия Лиссабон стал одним из главных пунктов международной морской торговли. Возникла настоятельная необходимость его обороны с моря. Еще при короле Жуане II (1455–1495) был разработан эффективный план защиты Лиссабона, предусматривавший строительство на подступах к гавани трех крепостей, одной из которых была башня Белен.

На этом месте прежде всегда стояло на якоре большое многопушечное судно, вместе с расположенной на берегу крепостью Св. Себастьяна игравшее роль передового рубежа обороны португальской столицы: под их перекрестным огнем находилось все устье реки Тежу. Теперь роль этого судна должен был принять на себя замок Торре-ду-Белен – построенная на острове посредине реки пятиярусная башня с обширной открытой террасой для артиллерийских орудий: корабль, воплощенный в камне.

Башня Торре-ду-Белен должна была не только защищать подступы к Лиссабону, но и служить своеобразным маяком.

Строительство Торре-ду-Белен было начато в 1514 г. по распоряжению короля Мануэля I и завершилось в 1520 г.

Строителями башни были братья Диогу и Франсишку Арруда. Считается, что им удалось создать наиболее чистый и выразительный образец блестящего стиля мануэлино. Замок состоит из двух ярко выраженных частей: собственно башни и примыкающей к ней террасы с болверком, где устроены артиллерийские казематы.

Башня, несомненно, представляет собой традиционный средневековый донжон, только более стройный и пышно украшенный. Каменную резьбу дополняют изящные открытые балконы, сторожевые башенки мавританского стиля, а балюстрада обходной галереи декорирована гербами духовно-рыцарского ордена Христа (преемника тамплиеров в Португалии).

Суровые готические интерьеры помещений, расположенных ниже террасы (здесь находились склады боеприпасов, продовольствия и казармы гарнизона), очень строги, зато четыре зала со сводчатыми потолками на четырех ярусах башни вполне соответствуют ее пышному наружному убранству.

В Королевском и Губернаторском залах, а также зале для аудиенций сохранилась обширная коллекция готической мебели. На верхнем ярусе находится замковая капелла. Открытая верхняя терраса, расположенная на высоте 35 м, окружена треугольной формы зубцами.

С течением времени и со строительством новых, более современных и эффективных крепостей башня Торре-ду-Белен утратила свою роль и на протяжении трех последних столетий использовалась в самых разных целях. Она служили таможенным постом, маяком, телеграфной станцией, политической тюрьмой. Замок благополучно пережил катастрофическое Лиссабонское землетрясение 1755 г., но в годы Наполеоновских войн ему был причинен большой ущерб: в 1807 г. французы разрушили два верхних яруса башни. Они были восстановлены лишь в 1845 г.

Опорой для одной из угловых башенок Торре-ду-Белен служит фигура носорога. Рассказывают, что однажды португальский король Мануэль I, власть которого к тому времени уже распространилась на Бразилию, Южную Африку и Индию, пожелал выяснить, какой зверь сильнее всех в его заморских владениях. Победителем был признан носорог, и король Мануэль распорядился отправить его в дар папе римскому. Однако в Тирренском море корабль с несчастным животным затонул, и в память об этой истории королевские скульпторы изваяли каменную голову носорога, которая до сих пор украшает башню.

Жеронимуш, монастырь иеронимитов

Поблизости от башни, у самого входа в Лиссабонскую гавань, высятся постройки монастыря иеронимитов, или, как называют его местные жители, Жеронимуш.

Это один из наиболее ярких памятников стиля мануэлино, пантеон славы Португальского королевства, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На месте нынешнего парка перед монастырем когда-то была гавань Рештелу, из которой уходили в далекое плавание корабли в поисках новых открытий. Монастырь Жеронимуш был основан  Генрихом Мореплавателем (Мануэлем I) в 1450 г. на месте старой часовни, где согласно преданию  Васко да Гама и его спутники провели в молитве ночь перед отплытием в сторону Индии. Строительство велось в 1502 — 1520 и 1550 — 1580 гг. на деньги, вырученные от продажи специй и сокровищ, привезенных из морских экспедиций.

Архитектором проекта был назначен Диогу Бойтак, который и спланировал весь комплекс Монастыря. Король назвал новый монастырь де-Санта-Мария-де-Белен и предложил занять его ордену Святого Иеронима, с тем, чтобы монахи ежедневно  молились за души короля и его преемников и  моряков, отплывающих из Белена.

Монастырь стал грандиозным памятником эпохи Великих географических открытий и мавзолеем короля Мануэля I и его преемников. Он стал последним приютом Васко да Гама, Камоэнса и Фернандо Пессоа, королей Мануэла I и Жуана III и других важных персон.

В 1521 г. со смертью Мануэла I строительство было приостановлено. Завершить свое творение Бойтаку не удалось. В 1550 г. Диогу де Торралва продолжил работы, добавив ренессансный главный алтарь с хором, и построив монастырские помещения.

Во время 1580 – 1604 гг. объединенная Испания и Португалия не могла позволить себе одновременно строительство двух королевских монастырей Жеронимуш и Эскориала и строительство опять было приостановлено. Тем не менее, в начале XVII в. монастырский комплекс был закончен.

Землетрясение 1755 г. повредило здание, с тех пор было предпринято несколько проектов по восстановлению. Монахи покинули Жеронимуш после роспуска монастырей в 1833 г., а здание  перешло в собственность государства. До 1940 г. там располагался благотворительность детский колледж, ныне монастырский комплекс открыт для посещения. В западном крыле обители находится Национальный археологический музей.

Хотя монастырь Жеронимуш носит имя Святого Иеронима, он посвящен Деве Марии, именно ей король поклялся построить монастырь в том случае, если экспедиция Васко да Гама в Индию окажется успешной. Монастырь Жеронимуш является ярким примером мануэлино, уникального  архитектурного стиля Португалии, который объединяет пламенеющую готику, мавританский стиль и раннее влияние Ренессанса. Каждая колонна здания украшена по-разному резными витками каната, морскими чудовищами, изображениями кораллов и другие морскими элементами.

У главного входа в монастырский храм установлена статуя Генриха Мореплавателя.

Просторный интерьер с восьмиугольными на вид хрупкими ажурными колоннами, поддерживающими своды на нефа, богато украшен барельефами.

Ренессансный главный алтарь церкви был построен в  середине XVI в. по заказу Екатерины Австрийской.

Слева в хоре покоятся король Мануэл I и его жена Мария Арагонская, справа в хоре – король Жуан III и Екатерина Австрийская.

Саркофаги стоят на фигурках слонов из зеленого мрамора. В северном (левом) рукаве трансепта находятся саркофаги короля Энрике I и детей Мануэла I; в правом рукаве — дети Жуана III и пустой саркофаг молодого короля Себастьяна I, павшего на поле битвы в Марокко. Его останки так и не были найдены. Недалеко от входа в церковь, слева и справа, находятся саркофаги великого  мореплавателя Васко да Гама и великого поэта Луиса де Камоэнса, созданные в стиле неомануэлино в XIX в.

Часть монастырского комплекса занимает часовня Святого Иеронима, построенная в 1514 г. Во дворе Монастыря располагается многоярусная, украшенная арками галерея, крылья которой разделены массивными контрфорсами.

Самым красочным является южный портал на фасаде, протянувшемся вдоль реки, созданный Жуаном де Каштилью (1517 – 1518 гг.). Западный портал был создан прекрасным французским мастером, прозванном в Португалии Николау Шантерен, в 1517 г. Над входом находятся три ниши, в которых изображены сцены Благовещения, Рождества Христа и Поклонения волхвов. По бокам их  установлены статуи королей и их святых покровителей.

Португалия, карта расположения монастыря Жеронимуш

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика