На юго-западе Республики Мали река Нигер делает обширную петлю, огибая находящееся посреди саванны гранитное плато с крутыми склонами. Это и есть Бандиагара, или «земля догонов». Территория плато занимает площадь около 400 тысяч га. Песчаниковые скалы на протяжении 200 км тянутся параллельно реке Нигер с юго-запада на северо-восток, местами достигая высоты до 600 м. К их подножию, прямо на каменистых осыпях прилепились семь сотен деревень, застроенных круглыми глинобитными хижинами. Здесь живут догоны – небольшой народ из группы мандинго, численность которого составляет сегодня около 300 тысяч человек.
Бандиагара, «страна камней»
Происхождение догонов теряется во мраке времен. Их ранняя история известна только из устных преданий и имеет почти столько же версий, сколько насчитывается деревень у догонов. Сегодня в научной литературе наиболее распространено мнение, что догоны появились в Бандиагаре («стране камней», как назвали ее арабы) в XV в., спасаясь от набегов работорговцев. Неприступные склоны плато служили им надежной защитой от завоевателей и одновременно изолировали их от соседних племен. Таким образом, догоны сумели сохранить почти в неприкосновенности патриархальное общественное устройство, весьма своеобразную культуру и довольно сложные ритуалы и мифологию.
С 1931 г. на протяжении трех десятилетий жизнь и верования догонов изучали французские антропологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен, которые в результате пришли к выводу, что догонская культура представляет собой уникальное явление среди цивилизаций Черной Африки. Результатом тридцатилетней работы явилась монография по догонской мифологии «Бледный Лис», первый том которой увидел свет в Париже в 1965 году. Три года спустя известный английский астроном У. Р. Дрейк обратил внимание на точное знание догонами параметров звезды Сириус.
Звездные мифы догонов
Следует отметить, что мифы догонов о дальнем космосе во многом соответствуют современным научным взглядам. Так, например, догоны знают, что наша Галактика, видимая с Земли, как «Млечный путь», это — «спиральный звездный мир» и считают, что таких «спиральных звездных миров» во Вселенной «бесконечно много», а сама она, хотя и «бесконечна, но измерима».
По мнению догонов, Вселенная населена различными живыми существами, причём первыми в ней появились растения. Например, семена тыквы и щавеля «перед тем, как попасть на Землю, легли на край Млечного Пути» и «проросли во всех мирах Вселенной». Догоны убеждены также, что «на других землях есть рогатые, хвостатые, крылатые, ползающие люди…»
Строго говоря, догонские мифы повествуют не об одном, а о нескольких «космических путешествиях», первые из которых совершил некто по имени Ого, который в свой третий «звездный вояж» попадает на Землю, где превращается в «бледного лиса» — Йуругу.
В древних мифах и рисунках догонов описан и космический «ковчег Номмо», в котором спустились с Сириуса предки догонов вместе со всем необходимым для жизни на Земле. «Ковчег Номмо» жрецы-«олубару» изображают в виде корзины «тазу», напоминающей усеченный конус, верхняя плоскость которого представляет собой квадрат, а нижняя — круг. По бокам конуса расположены лестницы, на которых при спуске на Землю удерживались люди, животные, растения и т.п.
Спускаясь, ковчег вращался, причем это движение поддерживалось через сопло. «Отверстие сопла есть большая дорога дыхания предков, — повествуется в мифе, — спустившихся с высоты. Именно их дыхание помогало вращаться, чтобы двигаться и опускаться…»
«Ковчег Номмо» приземлился после восьмилетних «качаний» в небе, «подняв воздушным вихрем тучу пыли». Первым из ковчега вышел «первый человек» Номмо, а затем и все прочие существа.
В качестве места посадки догонские жрецы называют озеро Дебо в Западном Судане, заполняемое водой во время паводка на реке Нигер. На одном из островов этого озера находится каменное изображение «Ковчега Номмо», летящего среди звезд.
Обряды и традиции догонов
В основе всего уклада жизни догонов лежит их очень сложная, детально разработанная абстрактная космогония. При этом представления догонов о Вселенной основываются, с одной стороны, на принципе колебания материи, а с другой – на идее общего движения всей Вселенной.
Центральными фигурами догонской мифологии являются бог-творец Амма и великий предок Номмо – двуполое существо, олицетворяющее небесную гармонию и символически связанное с водой и плодородием, а также антипод Номмо «бледный лис» Йуругу, олицетворяющий хаос, засуху, смерть и деструктивное начало. Космогонические и мифологические воззрения догонов выражены в их масках, архитектуре, плане жилищ и расположении полей.
Все деревни догонов по форме напоминают распростертое тело «великого предка Номмо», «головой» которого является общинный дом – тугуна, «место мудрости». Он состоит из нескольких рядов простых деревянных столбов и соломенной крыши. Здесь проходят собрания мужчин деревни, на которых обсуждаются и принимаются все важные решения.
На «груди» Номмо, обычно – на возвышении, расположен дом старейшины, имеющего неограниченную власть. В дом можно попасть только по специальной лестнице. Фасад строения не имеет окон и украшен 80 нишами в честь первых восьми предков и их потомков. Две двери обычно украшены резными фигурами мужчин и женщин, также символизирующими предков.
Вокруг дома старейшины расположены глинобитные дома с плоскими крышами и круглые хранилища проса с коническими соломенными крышами. На окраине деревни находятся кузница, жилища ремесленников, а также круглые дома, в которые удаляются женщины на время месячных недомоганий.
В каждой деревне имеется святилище – обычно это пещера с жертвенником и стенами, украшенными тотемами или геометрическим орнаментом. У догонов также почитаются священные деревья, посаженные либо самими предками – основателями деревень, либо в их честь. Всякое молитвенное обращение к духам или божествам сопровождается жертвоприношением животных.
В повседневной жизни догоны исповедуют три культа: Ава, Лебе и Бину Ава – культ умерших предков. С этим культом связана традиция танцев в ритуальных масках, которые устраиваются во время похорон и ежегодных церемоний в честь умерших предков. Цель танцев состоит в том, чтобы проводить душу умершего в последний путь и облегчить ее переход к загробным местам обитания предков.
Маска у догонов служит носителем «ньяма» – безличной, неосознанной энергии, присущей всем людям, животным, растениям, сверхъестественным существам, вещам, природе.
Главную маску догонов носит не танцор: сделанное в ней углубление слишком мало, чтобы можно было просунуть голову, к тому же высота маски около 10 м. Она вырезана из ствола большого дерева и изображает змею. Раз в шестьдесят лет главную маску выставляют напоказ всему племени и совершают обряды «сиги».
Культ Лебе, земного бога, связан с годовым сельскохозяйственным циклом и аграрной магией. В каждой деревне есть жрец этого культа, который называется «огон». Обычно им является деревенский старейшина. Все догонские деревни имеют святилище Лебе, на алтарь которого приносят частицы пахотной земли, чтобы вымолить обильный урожай.
Культ Бину носит отголоски древнего тотемизма – культа животных, считающихся предками людей данного племени. Святилища, построенные в честь бину, часто украшены мистическими символами и тотемными изображениями, а кровлю непременно увенчивает страусиное яйцо – символ изобилия и чистоты. В этих святилищах догоны приносят в жертву Бину кровь животных и просо. Это делается всякий раз перед началом сева или в тех случаях, когда требуется заступничество бессмертного предка.
Основное занятие догонов — мотыжное земледелие, поэтому в их иерархии привилегированное место занимают земледельцы. Главной культурой является просо, кое-где возделывают также кукурузу, хлопок, табак. В течение веков догоны сообща строили свои дома, совместно обрабатывали поля и собирали урожай. Окончание сбора урожая отмечается всеобщим праздником.
Богатое художественное наследие догонов (изделия из железа, дерева, кожи) связано прежде всего с их ритуальными обрядами. Священным ремеслом у догонов считается ткачество – искусство, которое, по местным представлениям, было даровано человеку одновременно с речью.
Покойников догоны хоронят в каменных пещерах, расположенных высоко над землей на уступах скал Бандиагары. Поднимают их туда на веревках и по лестницам. Оплакивают только умерших молодых, а на похоронах стариков царят смех и веселье: ведь далеко не каждому догону удается дожить до старости, пределом которой считается 60 лет.
Прекрасно сохранившиеся в условиях относительной изоляции, памятники народа догонов на земле Бандиагары – общинные и семейные хижины, священные пещеры, храмы и алтари, хранилища проса и хозяйственные постройки – являются настоящими духовными сокровищами. Они сегодня признаны культурным достоянием всего человечества и включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мали, фото Бандиагара
Мали, карта Бандиагара