Жители небольшого немецкого городка Бамберг (не путать с замком Бамбург в Великобритании), расположенного в сердце Верхней Франконии, любят говорить, что их город стоит на семи холмах, подобно Риму, имеет сеть каналов и водных путей, подобно Венеции, и столь же красив, как Прага. Тот, кто побывал в Бамберге, согласится, что эти утверждения справедливы.
Сегодня Бамберг — исторический и вместе с тем динамично развивающийся современный город с населением 70 тыс. человек. Исторический центр Бамберга площадью около 250 гектаров представляет собой один из самых больших и хорошо сохранившихся средневековых ансамблей Европы. Более двух тысяч зданий в центре Старого города являются ценными памятниками архитектуры и взяты под охрану государства. В 1993 году Бамберг включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Имперские соборы Германии
Бамбергский Имперский кафедральный Собор Святого Петра и Святого Георгия (Bamberger Kaiserdom St. Peter und St. Georg) был заложен в 1004 году императором Генрихом II Святым. Завершено было строительство в начале 1012 года и 6 мая он был торжественно освящен. Еще до окончания строительства в 1007 году император основал епископство Бамберг.
Kaiserdom – Имперский собор – так традиционно назывались те романские соборы Германии, которые были построены под непосредственным покровительством императора Священной Римской империи германской нации. Обычно рядом с собором строился императорский дворец (Pfalz, Residenz). В таком соборе учреждалась кафедра епископа.
В Имперских соборах были устроены вторые, дополнительные хоры в начале среднего нефа. Они предназначались для императора и его семьи, власть которых ставилась тем самым на один уровень с властью Бога. Расположение хоров в противоположных концах главного нефа наводило на мысль о разделении власти между Богом и императором («Богу – Богово, кайзеру – кайзерово»).
Всего было построено семь Имперских соборов:
- Ахенский собор Девы Марии;
- Шпайерский собор Девы Марии и Св. Стефана;
- Майнцский собор Св. Мартина и Св. Стефана;
- Вормсский собор Св. Петра;
- Бамбергский собор Св. Петра и Св. Георгия;
- Франкфуртский собор Св. Варфоломея;
- Кёнигслуттерский собор Св. Петра и Св. Павла.
Великий собор «города на холмах»
Бамбергскому Императорскому собору в начале своей истории довелось пережить разрушительный пожар 1081 года, новое строительство и новое освящение Отто Бамбергским в 1111 году, а затем еще один пожар. Третье здание Собора было построено в 1217 году и освящено 6 мая, как и первое. Это здание, заметное своими четырьмя высокими островерхими башнями, мы и видим сегодня на вершине холма Domberg в Городе на холмах, протянувшемся по левому берегу реки Регнитц.
Из пространства кварталов пешеходной зоны островной части Бамберга можно подняться к Собору пройдя сначала по Верхнему мосту Старой Ратуши, затем вверх по оживленной Karolinenstraße, в конце которой повернуть направо, на Residenzstraße, а с нее надо перейти на Domplatz.
Собор построен в романском стиле, господствовавшем в западноевропейском искусстве X – XII веков. Для этого стиля характерна суровая, крепостного вида архитектура. Построенные в то время монастырские комплексы, церкви, замки устанавливались на возвышенных местах, господствуя над округой.
Так и собор в Бамберге стоит на холме, самим расположением впрямую, со спокойным достоинством указывая на свое место в структуре мира. Он приподнят над городом, над всем окружающим пространством, находится между людьми и небом. Чтобы попасть в собор, надо преодолеть довольно крутой подъем, подняться над уровнем земли куда-то высоко, почти до неба. И только там, в поднебесье, находится место незримого присутствия Бога.
Кроме того, в те далекие времена такое расположение собора давало дополнительные преимущества с точки зрения безопасности: любой приближающийся к собору был виден издалека.
Одним из основных элементов романской архитектуры были высокие башни. Четыре башни Бамбергского собора стоят на четырех углах прямоугольника храма. Высота каждой башни 81 м.
Бамбергский собор, шедевр романской архитектуры
Церкви были ориентированы по сторонам света и строились в виде базилики – вытянутого, прямоугольного в плане здания, разделенного внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. В плане средневековый храм повторял латинский крест.
Его большая протяженность была обусловлена не только желанием вместить побольше верующих, но и показывала символически длинный путь, который должен пройти человек в своем совершенствовании, долгий путь к Богу. На боковых стенах церквей часто помещали 14 картин или рельефов, изображающих сцены Крестного пути Христа.
Средний неф строился выше боковых. Верхняя часть его стен поднималась над крышами боковых нефов и прорезалась окнами, из которых освещалось все пространство среднего нефа.
Перед входом в церковь располагался поперечный притвор (нартекс). Здесь обычно находились отлученные от церкви и оглашенные, то есть готовящиеся к обряду крещения.
Два входных портала Бамбергского Собора, ведущие в боковые нефы, смотрят на восток, в сторону Города на островах. Таким образом, прихожане, поднявшись к собору из города сразу попадают к входу. Слева расположены Адамовы ворота, через которые выпускались из церкви кающиеся, изгнанные из церкви, как Адам из рая.
Справа находятся ворота милости. Сегодня это главный вход в Собор. Сложный восьмикратный косяк ворот заканчивается полукруглой аркой, где на троне восседает Матерь Божья. Рядом — коленопреклоненные учредители Собора – Генрих II и Кунигунда. За ними скромно стоят покровители церкви Св. Петр и Св. Георгий.
В боковом нефе, у первой колонны установлена надгробная плита папы Климента II (1047 г.), который был также епископом Бамберга.
На второй колонне, на консоли стоит статуя Елизаветы, «смеющегося ангела». А дальше, на третьем столбе, у входа в Георгиевский хор, высоко на консоли – поистине шедевр скульптуры романского периода (начало XIII века): конная статуя, названная «Бамбергский всадник» («Der Bamberger Reiter»).
Это индивидуальное, портретное изображение молодого короля в короне, спокойного и горделивого, с вдохновенным поворотом головы. Напряженный взгляд всадника устремлен в направлении западного хора, вдаль, как будто что-то привлекло его внимание. Всадник безоружен, облачен в длинное платье и плащ. Обруч короны украшен двумя рядами драгоценных камней, а края – королевскими лилиями. Такое конкретное изображение одежды и снаряжения еще не встречалось до этого ни в одном произведении. Фигура всадника возвышается на коне, словно на пьедестале.
Эта пирамидальная композиция, усиленная массивным многоярусным балдахином, придает фигуре торжественность, величие. Скульптура поставлена так, что целиком видна из среднего нефа, издалека привлекая внимание зрителя, овладевая огромным пространством нефа. Поражают в скульптуре строгие и правильные пропорции человеческой фигуры и коня, что необычно для раннего средневековья. Только в XVII веке будут открыты идеальные пропорции человеческого тела (Леонардо да Винчи).
Чье же это изображение? Неизвестно. Есть множество предположений. Наиболее вероятные из них называют короля Конрада III, похороненного в соборе в 1152 году, либо первого венгерского короля Штефана I Святого, крестившего венгров и канонизированного католической церковью в 1087 году. Его женой была сестра Генриха II Гизела.
Оправданна еще одна гипотеза, утверждающая, что «Бамбергский всадник» изображает первого христианского императора Константина I Великого (306 – 337 г.г.). Главным доказательством приверженцы этой гипотезы считают поворот головы всадника в сторону западного хора, что соответствует легенде о видении императором креста «в закатный час на западной стороне небосклона, как раз над заходящим солнцем».
В среднем нефе, между лестницами в восточную алтарную часть возвышается надгробие учредителей собора императора Генриха II и его супруги Кунигунды. Это надгробие изготовлено между 1499 и 1513 г.г. скульптором Тильманом Рименшнайдером из зольнхофского мрамора. На крышке изображена лежащая императорская пара в полный рост. На боковых рельефах видны сцены из легенд: появление Св. Бенедикта у постели больного императора; сон Генриха II о взвешивании его души архангелом Михаилом; Кунигунда, выплачивающая жалованье мастеровым и «чудо пфенниг»; Кунигунда, ступающая по раскаленным углям в доказательство своей супружеской верности.
Интерьер Бамбергского собора
Восточные хоры посвящены Св. Георгу. Отсюда началось строительство собора в романском стиле, а противоположные, западные хоры Св. Петра уже содержат некоторые элементы ранней готики. Пересечение среднего и поперечного нефа образует средокрестие.
Южнее него, в поперечном нефе находится «Рождественский алтарь», вырезанный из дерева художником-резчиком Вайтом Штоссом (1523 год). На алтаре показаны события Рождества Христова.
Западные хоры Св. Петра – место для духовенства во время богослужения, символический образ рая. Самыми священными местами храма, главными его смысловыми элементами являются алтарь и дарохранительница. Алтарь – накрытый покрывалом стол, на котором ставится богослужебная утварь, лежат богослужебные книги.
У алтаря совершаются основные священнодействия, которые видят все верующие, так как он всегда открыт. Алтарь католического храма отделяется от нефа низкой перегородкой. Поэтому внутреннее его пространство более открыто и зрительно воспринимается значительно большим, чем пространство православного храма при равных внешних размерах.
В западной алтарной части стоят два надгробия: архиепископа Филиппу графу фон Хеннебергу (1487 год) и папы Климента II (1047 год) – единственная папская могила севернее Альп.
В больших католических храмах обязательно есть кафедра, с которой священник произносит проповедь. Если в храме постоянно ведет службу епископ, храм называется кафедральным собором. Для обхода хоров устроены специальные проходы – деамбулатории.
В поздних романских церквях, каким является Бамбергский собор, применялись разработанные зодчими системы сводчатых перекрытий, цилиндрических и крестовых сводов. Такие своды, опирающиеся на нервюры, мы и видим в Соборе.
На своде среднего нефа, ближе к западным хорам, хорошо заметны две разрисованные хулиганские физиономии. Говорят, кто-то из епископов, наняв художников для ремонта росписей, поскупился и не полностью выплатил им оговоренное жалованье. Обозленные художники намалевали две рожи с высунутыми языками и тут же сломали строительные леса.
При этом художники уважительно отнеслись к верующим, не задели их чувств: они спрятали свои каракули за выступающие нервюры, их не видно верующим со стороны наоса. Зато епископ, находясь в алтарной части, прекрасно видел эти дразнящие высунутые языки. Как они сохранились, почему не стерты до сих пор? Вопрос.
Под хорами, ниже уровня пола храма устроена крипта («тайное место») – склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм, или иных достойных личностей. В крипте Бамбергского собора размещены саркофаги первого епископа Бамберга и короля Конрада III, умершего в городе в 1152 году после возвращения из очередного крестового похода.
Здесь же устроен мемориал Святой Императорской пары – Генриха II и Кунигунды. На невысокой мраморной колонне стоят, накрытые стеклом, их короны. Надпись на колонне гласит: «Heiliger Heinrich, Heilige Kunigunde. Bittet für uns! – Святой Генрих, Святая Кунигунда. Молитесь за нас!»
В середине продольной стороны Собора, обращенной к Соборной площади, встроен княжеский портал, который служил для торжественного входа в Собор во время больших праздников.
На скошенных, устремленных к воротам боках портала находятся символические барельефы, изображающие 12 фигур апостолов, стоящих на плечах пророков. Так Новый Завет стоит на прочном фундаменте Ветхого Завета, так все новое вырастает из старого. Над ними в тимпане изображен Страшный Суд.
Как и любой храм, собор всеми доступными средствами говорит о величии Бога, его непостижимости. Но будучи Имперским, он одновременно утверждает, что Император находится в небесных высях рядом с Богом, власть его божественна, дана Богом. Удел же прихожан, народа: находясь на полу нефа (от лат. navis – корабль), как на палубе ковчега, плывущего по бурному морю жизни, истово молиться Богу и уповать на Божий промысел, твердость рук и умение ведущего ковчег Божьего Помазанника.
А чтобы народу было удобнее, в наосе установлены скамьи. Это небольшая уступка плоти, так как трудно полностью отдаваться молитве в процессе длительного богослужения, не отвлекаясь при этом на чисто физические неудобства. Так установлено несколько столетий назад, а ранее, в средние века прихожане стояли, как и в православных храмах. Однако, несмотря на скамьи, в ряде моментов богослужения католики молятся стоя или на коленях. Для удобства коленопреклонённого моления на скамьях устроены ступени.
Скульптуры Бамбергского собора являются классикой немецкого средневекового искусства. И эти замечательные скульптуры вот уже почти восемь столетий хранит суровый, как рыцарский замок с четырьмя башнями, собор, высоко вознесшийся над древним городом.
Германия, карта расположения Бамбергского собора