Остров богов Бали: Ожерелье священных храмов | TourPedia.ru

Ожерелье священных храмов Бали, острова богов и демонов

Остров Бали — важнейшая достопримечательность Индонезии и оплот индуизма в центре этой мусульманской страны. Если на соседних островах вашему взору предстанут в основном мечети, то на Бали своим разнообразием поражают индуистские храмы. Зачастую Бали называют островом богов, доля правды в этом есть, ведь местные жители искренне верят в существование духов, готовя им ритуальные подношения несколько раз в день. А раз в год в канун праздника Ньепи балийцы изгоняют злых духов и демонов посредством феерического парада Ого-Ого.

Многообразие храмов Бали

Если говорить про храмы Бали, то их точное количество неизвестно, наверное, даже самим балийцам, потому что в каждой деревне по правилам должно находиться минимум три храма:

  • Храм Происхождения, или Пура Пусех (Pura Puseh), который строится в чистой части деревни и располагается на возвышенности. Здесь почитают владыку земли и обожествленных предков. Как и в домашнем храме, на территории Пура Пусех строится алтарь (sanggah kemulan). Только здесь этот алтарь имеет гораздо большие размеры. Он посвящен верховному божеству — Санг Хьянг Види;

  • Общинный Храм, он же Пура Бале Агунг, или Пура Деса (Pura Desa), располагающийся в центре деревни для проведения основных мероприятий и являющий центром культурной и религиозной жизни. В нем проходят собрания жителей деревни, из него оповещают членов общины о стихийных бедствиях и других происшествиях;

  • Храм умерших, или Пура Далем (Pura Dalem), т.е. храм смерти, где проводят ритуалы, связанные с погребением умерших. Обычно строится на кладбище, ниже уровня самой деревни. Здесь поклоняются богине смерти Батари Дурги. Кладбище — это место для временного захоронения умерших. По обычаю, покойный должен пройти очищение, а для этого его следует кремировать. Поскольку это не дешевая процедура, тела до кремации погребают на кладбищах, а кремируют позже. Время со смерти до кремации может достигать нескольких лет. Наиболее ярко этот обычай проявляется у коренного народа Бали, бали-ага, где в «деревне мертвецов» Теруньяне можно наблюдать подобные захоронения.

Более того, во дворе каждой семьи еще расположены так называемые «сангга» (sanggah), или «домашние» храмы предков. Сангга — это часть усадебной территории, где жители дома молятся своим предкам, прошедшим обряд очищения (кремации) и достигшим состояния питара (слияния с богами). Чтобы души предков могли иногда посещать землю и навещать своих родственников, для них на территории домашнего храма отводится специальное место.

Интересно, что сангга всегда строится в той части двора, которая ближе к горам. Балийцы верят, что на вершинах гор обитают боги. А море — наоборот — обитель демонов и злых духов. Чтобы быть ближе к богам, ритуальные постройки всегда размещают по направлению к священной горе Агунг. Кстати, злым духам жители дома тоже делают подношения — для этого в стенах, ограждающих двор, имеются специальные ниши.

Главный элемент домашнего храма — сангга агунг, или падмасана. Это небольшая постройка, выполненная из речного известняка и не имеющая кровли. Она символизирует трон Батара Сурия — бога солнца. Этот бог — одно из олицетворений Шивы. Одновременно этот трон предназначен и для верховного божества — Санг Хьянг Види (единого вездесущего бога, определяющего человеческую судьбу).

В восточной стороне святилища расположен сангга кемулан. Это небольшая каменная башенка, украшенная резьбой. Ее верхняя часть разделена на три секции, символизирующие триединство богов Брахмы, Вишну и Шивы. Иногда еще можно услышать, что эти три секции обозначают мужское и женское начала предков, а также бога-наставника Батара Гуру, являющегося прародителем всего живого на земле.

Сангга кемулан — это алтарь, посвященный не только усопшим предкам, но и живым членам семьи. Он обязательно присутствует в любом доме. Так, когда балиец женится, здесь возводится помост на четырех молодых стеблях бамбука. Если выясняется, что семья крепка, то этот помост отстраивают из более прочного материала. А когда молодая пара покидает родительский дом, то на новом месте жительства они первым делом возводят свой алтарь.

Рядом с сангга кемулан строится трехъярусная башня — меру. Она посвящена богине озер Батари Дану. Рядом с ней есть еще одна меру, символизирующая священную гору Агунг — обитель богов. Считается, что именно там находят покой и умершие предки.

В западной части двора находится бале пиасан — навес, предназначенный для жертвоприношений. Помимо этих святилищ на территории сангга могут располагаться отдельные алтари, посвященные различным божествам и духам.

Всякий раз, когда в жизни семьи происходит какое-либо решающее событие, на территории домашнего храма проводится ритуальная церемония с обязательным жертвоприношением. Так балийцы общаются с предками — просят у них совета и участия в решении трудных ситуаций. В особых случаях на церемонию также приглашается деревенский жрец — сенггуху. Балийцы верят, что во время его молитв души предков спускаются на землю и находятся рядом с живыми родственниками.

Также в балийских деревнях есть «семейные» храмы, в отличие от домашних алтарей предназначенные для молитв целой семьи, которая может насчитывать не один десяток человек, проживающих в разных домах. Здесь люди молятся своим родственникам. Ну и нельзя обойти вниманием так называемые «профессиональные» храмы, отдельная категория святынь, посвященных различным ремеслам. Они подразделяются на следующие:

  • Субак (Subak). Это алтарь, который строится на полях, где возделывают рис и другие продукты. Он посвящен плодородию.
  • Мелантин (Melanting). Такое сооружение можно встретить на местных рынках. В нем торговцы молятся за успешное ведение своих дел.
  • Сегара (Segara). Небольшой монумент, посвященный рыболовному ремеслу. Также он защищает остров от злых духов, обитающих в море. Он всегда строится на воде или рядом с ней.

Но среди всего этого храмового изобилия есть самые главные храмы, так называемые Священные храмы Бали, которые впечатляют даже искушенных путешественников и туристов своим великолепием, необычностью и глубокими корнями. В них ощущается истинная культура острова, древняя и мифическая.

Ни в одном уголке планеты больше не появляется такое стойкое ощущение, что потусторонний мир действительно существует. Священные храмы представляют собой величественные сооружения, возвышающиеся среди зелени деревьев на фоне туманных гор. Здесь могут молиться все индуисты, а по праздникам вход открыт для любых посетителей.

Священные храмы Бали

Pura Agung Besakih, или Пура Бесаких

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura Agung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung). Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

Конечно, в таком месте просто нельзя было построить скромный храм. Поэтому балийцы возвели здесь целый комплекс, состоящий более чем из 86 религиозных сооружений. Это действительно огромная территория. Здесь только для туристов доступно около 30 000 квадратных метров, а все постройки располагаются на площади более 150 000 м2. Это самый крупный храмовый комплекс на всем острове.

Кроме того, Бесаких — это еще и самый древний балийский храм. Ученые выяснили, что некоторые элементы (такие как алтари и лестницы) имеют возраст свыше 2 000 лет. А это значит, что святилище в этом месте находилось еще до распространения индуизма на Бали. Скорее всего, на месте нынешнего храма было расположено языческое священное сооружение, где местные жители приносили дары духам своих предков.

Первые письменные упоминания об этом месте датируются началом XI века. Но эти упоминания касаются уже существующего храма, а не его строительства. А вот когда он был построен — вопрос менее ясный. Есть легенды, в которых упоминается некий странствующий монах, построивший Бесаких в VIII веке. Но документальных сведений об этом событии не осталось. Также, по преданиям, другим основателем мог быть раджа Кесари, живший в начале X века. Но откуда тогда взялись алтари возрастом в два тысячелетия? Вероятно, Кесари лишь расширил храм, который уже существовал до него.

Вообще, Бесаких расширялся и достраивался почти каждое столетие. Ученые выяснили, что Агунг Панатаран (центральный храм, посвященный Шиве) – одно из трех главных святилищ комплекса, — был построен в XVII веке. В летописях говорится, что многие балийские короли в разные времена выделяли деньги на строительство храма.

Известно, что во время стихийных бедствий балийцы укрывались в этом храме, а в остальное время приносили жертвы богам, чтобы искупить грехи. Устраивались даже церемонии жертвоприношения, во время которых закалывался тигр, буйвол, корова и черная обезьяна.

Часто Бесаких называют «храмом матери», но правильнее будет — «материнский храм». Для местных жителей он имеет очень большое значение. Он защищает остров от стихийных бедствий и помогает общаться с богами. Это самый главный и древний храм на Бали, именно он стал источником распространения индуизма в этих местах. Поэтому он и является материнским.

Весь комплекс состоит из трех основных храмов. Каждый из них посвящен одному из божеств индуистского пантеона (его еще часто называют Тримурти или Трисакти). В эту триаду входят бог-создатель Брахма, бог-хранитель Вишну и бог-разрушитель Шива. Храм позволяет молиться всей троице в целом, или же каждому божеству отдельно. По сути, так устроен почти каждый балийский храм.

В центральной части комплекса находится самый большой храм – Агунг Панатаран. Он состоит из трех дворов, которые располагаются как бы ступенями друг над другом. Здесь поклоняются Шиве. Чуть восточнее находится второй храм – Дангин Кретег. Он посвящен Брахме. Третий храм – западнее. Он называется Бату Мадег и посвящен, соответственно, Вишну. С точки зрения архитектурной проработки, наиболее интересен будет храм Агунг Панатаран. На его территории расположено около 50 ритуальных сооружений.

Можно заметить, что меру в храме разной высоты, и у них разное количество ярусов. Это связано с тем, что каждая меру посвящена какому-либо богу. Чем выше почитается тот или иной бог, тем выше ярусов у меру, которая ему посвящена. Например, 11-ярусные меру построены в знак уважения Шиве.

Pura Ulun Danu Beratan, или Пура Улун Дану на озере Братан

Пура Улун Дану (Pura Ulun Danu) — второй по важности на Бали храм после Пура Бесаких. Он был построен в 1633 году и посвящен богине балийских индуистов Деви Дану – повелительнице водной стихии. Название храма буквально переводится, как «голова озера».

Про Пура Улун Дану на Бали часто можно услышать историю, будто после завершения строительства храма он так понравился повелительнице озер и рек Деви Дану, что та решила забрать его часть себе, подняв уровень воды в озере. Однако, если вы приедете сюда в сентябре или октябре, то сможете увидеть, что можно по земле дойти до любой постройки. Если хочется сделать красивые фотографии, то лучше ехать, когда вода озера Братан затапливает часть храма. Неподвижная водная гладь озера, которая подступает к большинству построек, создает эффект плавучести храма.

Легенда гласит, что возводили этот комплекс кузнецы-оружейники, которые делали мечи, ритуальные кинжалы (крисы) и прочее холодное оружие для привилегированных слоев населения. Но строили мастера храм не по доброй воле, а по приказу князя Менгви. После возведения храма в награду оружейникам разрешили проживать на его территории и заниматься своим ремеслом. Спустя некоторое время мастера были выгнаны захватчиками, которые прибыли с острова Ява.

Улун Дану — это храм, который почитается местными жителями как одно из самых священных мест острова. Он находится на краю озера, которое является одним из главных источников пресной воды для всех оросительных систем Бали. В некоторых местах глубина озера может достигать 35 метров.

Как только войдете в главные ворота, перед вами предстанет типичная для балийцев ярусная архитектура и три основных святилища, напоминающих пирамиды. Первое – самое главное и узнаваемое святилище комплекса с одиннадцатью ярусами для поклонения и молитв богу Вишну, хранителю мироздания. Второе – с семью ярусами, алтарь бога творения Брахмы. Третье – с тремя ярусами – храм верховного Бога Шивы, который представляет космическое сознание, неподвижное мужское начало нашей вселенной и динамичное женское начало.

Улун Дану — это комплекс, состоящий из десяти отдельных храмов, которые, в свою очередь, содержат 285 святилищ и павильонов. Они были созданы в честь богов и богинь воды, сельского хозяйства, искусства, ремесел и святых источников. Чтобы заработать благосклонность богини воды, от которой зависит благополучие народа, верующие часто проводят религиозные обряды, красочные церемонии и одаривают богиню всевозможными подношениями.

Pura Goa Lawah, или Пура Гоа Лава

Пура Гоа Лава (Pura Goa Lawah) – один из самых загадочных храмов на всем острове. Он построен у входа в пещерный лабиринт, где обитают тысячи летучих мышей. Именно за эту особенность он получил свое название.

На Бали летучие мыши считаются священными существами. Если вы приедете сюда вечером, то сможете наблюдать, как местные жители приносят обитателям храма вкусные подношения в виде сладких фруктов. Балийский вид летучих мышей называют «фруктовыми». А еще их называют крыланами, или летучими собаками. Поэтому и Гоа Лава часто называют «храмом летучих собак».

Надо сказать, что изначально, в 11 веке, храм выглядел совсем иначе. Это был простой алтарь у входа в пещеру. Место для него было выбрано неслучайно. С одной стороны, он построен у подножия горы в знак уважения богам, живущим высоко на вершинах. С другой стороны, он выходит почти к самому морю, чтобы почтить богов, управляющих водной стихией.

Если об истории храма известно достаточно мало, то легенд о нем ходит предостаточно. Эти легенды, кстати, лишь способствуют популярности Гоа Лава у туристов.

Например, существует любопытная притча, согласно которой, кроме летучих мышей, в пещере живут гигантские змеи – наги. Это мифические существа с человеческим торсом и головой, но со змеиным хвостом. Они охраняют несметные сокровища, расположенные в лабиринтах. В начале XX века голландские солдаты хотели силой захватить храм и разграбить его. Балийцы утверждают, что от такого вероломного поступка храм спасли наги, обратив чужестранцев в бегство. Кстати, есть вариант этой же притчи, в которой вместо нагов фигурирует огромный дракон.

Другие легенды гласят, что в этом храме сокрыт вход в параллельную вселенную. Говорят, что раньше в пещерах часто пропадали люди и животные, которых заманивали в глубину коварные злые духи. Известен факт, что в середине прошлого века здесь исчезла группа ученых и священник, пытавшиеся разведать внутренности пещеры.

Балийцы уверяют, что от храма проложен настоящий подземный ход с очень большой протяженностью. Говорят, что по этому тоннелю можно пройти до другого крупного святилища – Храма Бесаких, расположенного у подножия знаменитого вулкана Агунг. В связи с этим, часто вспоминают историю, будто бы петуха, случайно забежавшего в пещеру, впоследствии обнаружили как раз в районе вулкана.

В древних лонтарах (летописях) есть свидетельства того, что тоннель действительно существует. Более того, местные жители рассказывают, что в 1963 году, во время извержения вулкана Агунг, у входа в храм летучих мышей был виден дым. Надо отметить, что храм от кратера вулкана отделяет более 20 километров. Если тоннель действительно есть, то можно смело сказать, что он – один из самых длинных в мире.

Есть и другие легенды. Все они, так или иначе, связаны именно с пещерой. Про нее рассказывают самые фантастические истории. Смелые авантюристы долгое время пытались развенчать многочисленные мифы. Однако после нескольких реальных пропаж людей правительство Индонезии запретило исследовать пещеры. В наши дни туристам разрешается лишь заглянуть в священный центральный зал, чтобы увидеть стены святилища, покрытые спящими летучими мышами.

Pura Lempuyang Luhur, или Пура Лемпуянг

Пура Лухур Лемпуянг один из самых священных храмов острова. «Лестница в небо», «дорога в облака» — так называют это невероятно волшебное место. До главного храма придется подняться 1700 шагов по лестнице, путь занимает около 3 часов и это короткая дорога. А можно пойти «длинным путем», сделать дополнительный крюк через джунгли и зайти по дороге ещё в три интересных храма. Таким путем можно идти 5-6 часов, в зависимости от скорости.

Отсюда открывается прекрасный вид на вулкан и океан. Храм лучше посещать во время церемоний, когда прихожане надевают свои лучшие одежды и проводят красивые ритуалы. Но и в любое другое время посещение Лухур Лемпуянг вас не разочарует. Священники дежурят в храмах всегда и вы можете получить благословение от каждого из них, а по желанию, поговорить про религию и ритуалы. По дороге к самому верхнему храму вы пройдете через заросли мангровых деревьев и бамбука, и эту красоту не испортит даже дождь и туман.

Pura Luhur Batukaru, или Пура Батукару

Храм Пура Батукару расположен в центральной части острова среди джунглей. Он стоит на горе Батукару, которая являет собой потухший вулкан. Посвящен этот балийский храм богине Махадеви — матери-земле. По поверьями местных жителей, храм Пура Батукару защищает регион от разрушительных землетрясений. Так как Бали, наряду с большинством индонезийских островов, находится в поясе частых катаклизмов из-за огромного количества вулканов, то землетрясения здесь действительно не редки. Возле храма есть озеро с большими карпами, а также купальня с чистейшей водой из горной реки.

Uluwatu Temple, или Улувату

Храм Улувату (Pura Luhur Uluwatu) находится вблизи деревушки Пекату в юго-западной части Бали — на полуострове Букит. Он расположен над морем, на крутом утесе высотой более 90 метров. Основан приблизительно в Х веке. Это одна из главных общественных святынь острова, защищающих балийцев от злых морских демонов.

Название Pura Luhur Uluwatu (или Пура Лухур Улувату) образовано двумя словами: «Улу» — вершина, и «Вату» — камень или скала. Оно говорит о месте, где построена балийская святыня. Высота скалы, на которой стоит храм, около 95-ти метров. Утес возвышается над морскими волнами, из него открывается вид на океан и окрестности. В хорошую погоду отсюда можно увидеть даже побережье острова Ява. Над обрывом рядом с храмовыми строениями проложена обзорная тропа. Особенно красиво место выглядит на закате солнца.

Улувату — это целый комплекс, состоящий из трех уровней (внешнего, среднего и внутреннего двориков). На входе в каждый двор стоят каменные ворота — чанди бентар. Они защищают территорию храма от злых духов. Главных ворот двое – северные и южные, посетители заходят через южные. Вход охраняет статуя, изображающая бога Ганеша. Все дворы выстелены камнем, возле северных ворот есть деревянная пагода.

У внутренних ворот стоят фигуры с головами слонов и крылатые божества. Сверху ворота накрыты небольшой крышей, которую венчает корона. Этот вход самый древний, датируется Х веком. Все ворота украшены лиственной и цветочной резьбой, созданной местными мастерами.

Во внешнем дворике расположен храм Dalem Jurit, место поклонения богине Рудра Шива, покровительнице бурь, ветров и охоты. В нем есть колодец, в котором никогда не пересыхает вода, даже в сухой сезон. Построен храм в XVI веке. За внутренними воротами расположены ступеньки, которые ведут во дворик. Они окружены тенистыми деревьями. За ними стоит статуя Брахмана, смотрящая на океан. В храме можно увидеть трон верховного бога Санга Хьянг Уайден. Также там есть два зала, в которых проводятся ритуальные церемонии. В это место разрешен вход лишь служителям храма, туристов сюда не допускают.

Для балийцев Улувату – одно из самых святых мест на острове. Местные жители считают, что здесь объединяются сущности трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Впрочем, как и в большинстве других индуистских святынь. Также храм считается местом поклонения морской богине Деви Лаут. Согласно древним верованиям, утес, на котором стоит Улувату — это лодка морской богини, превратившаяся в камень. Именно сюда приходят рыбаки, чтобы молится об удачном улове и спокойном море.

К храму ведет высокая лестница. Она окружена рощей, в которой водится множество обезьян. Они ведут себя довольно нагло по отношению к туристам, однако считается, что обезьяны охраняют храм от злых духов.

Прочие достопримечательности Бали

Помимо великих Священных храмов на Бали существуют иные святилища, известные и почитаемые местным населением и популярные среди посещающих Остров Богов туристов.

Pura Tanah Lot, или Пура Танах Лот

Храм Танах Лот находится в деревне Beraban (Берабан), примерно в 20 километрах от Денпасара. Он расположен на скале, которую отделяет от берега 30 метров воды.

Индонезийское название храма — Pura Tanah Lot (Пура Танах Лот) — буквально можно перевести следующим образом: «Pura» — храм, «Tanah» — риф или остров, «Lot» — море. Это вполне соответствует необычному расположению святыни. Танах Лот можно посетить только во время отлива. А когда волны подступают к острову, небольшой пляж, отделяющий храм от деревни, полностью затапливается.

В Танах Лот поклоняются морским богам, главный из которых — Бхарара Сегара, олицетворяющий силу океана. Как и в других храмах, здесь можно найти многоярусные башни — меру. Количество уровней у этих башен указывает принадлежность к определенному божеству. Так, морскому богу посвящена пятиярусная меру. В северной части храма есть небольшая постройка, в которой поклоняются священнику Нирарте.

По праздникам храм богато украшают. В это время здесь часто можно услышать игру традиционных музыкальных инструментов и увидеть, как местные жители в ритуальных одеждах приносят подношения в храм. Обычно такие подношения готовят заранее, а затем женщины несут их на головах, чтобы не замочить в воде.

Местные жители говорят, что святилище на скале воздвигли рыбаки, чтобы молиться за хороший улов. Так или иначе, это по-настоящему древний храм: ученые уверены, что ему не менее 500 лет.

Goa Gajah, или Гоа Гаджа

Храм Гоа Гаджах, иначе Слоновья пещера, был построен в 11 веке. На счёт его происхождения существует множество затейливых легенд, например, что пещеру выковырял пальцем огромный великан. Гоа Гаджах является важным объектом индуистских археологических раскопок и в 1995 году был добавлен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слонов здесь нет и никогда не было, а название идёт от статуи бога со слоновьей головой Ганеши — исполняющего желания и убирающего препятствия на пути к цели. Над входом в пещеру возвышается голова демона, который пожирает дурные мысли людей.

В самой пещере есть небольшой алтарь с тремя лингамами. Но вот за ее пределами довольно большая красивейшая территория с различными старинными постройками. Тут и разные строения с фонтанчиками, и источники-апсары (танцовщицы в индуизме), и мшистые мостики, и фактурные остатки разрушенного Будды… Ну а джунгли, опутывающие все этих развалины, просто не поддаются какому-либо описанию.

Pura Taman Ayun, или Пура Таман Аюн

Пура Таман Аюн — второй по величине храмовый комплекс Бали после Бесаких, красивейшее и атмосферное место. Он был сооружен как королевский храм династии Менгви. До 1891 года Пура Таман Аюн считался главным во всем королевстве. На территории построены 11 пагод как символ священной горы Меру. Считается, что эта гора представляет собой ось всего нашего мира и располагается в центре Вселенной. На вершине же обитает Джаганнатх, Верховное божество, а также души почивших людей.

Название переводится как «Храм на площади в саду», и здесь по-прежнему красивый сад: причудливые башни, беседки, театр, фонтаны и огромное количество цветов. Внутренний храм со всех сторон окружен прудами с цветущими лотосами и рыбками.

Gunung Kawi, или Гунунг Кави

Древнейший пещерный город Гунунг Кави (Gunung Kawi) знаменит королевскими гробницами, высеченными прямо в скалах. В комплексе находится 10 гигантских статуй, изображающих королевскую семью династии Удаяна. Если вы пересечете мост в нижней части долины, то сможете попасть к еще одному храму в скале.

Вокруг комплекса много тропинок для прогулок по джунглям, рисовые террасы, недалеко находятся знаменитые источники, есть водопад, горная река и впечатляющая тропка по краю отвесного обрыва. Многие отмечают, что в этом месте настолько умиротворенная атмосфера, что здесь хочется задержаться подольше.

Pura Tirtha Empul, или Тиртха Эмпул

Пура Тиртха Эмпул — древний индуистский храм святой воды (926 н.э.) и святые источники. Это три длинных прямоугольных бассейна, окруженных искусными каменными барельефами. Их наполняют 12 фонтанов, вода в которых считается святой и обладает целебными свойствами.

После службы и подношений в храме прихожане всегда идут купаться и молиться в главном бассейне. Начинают с самого первого бассейна, проходят через фонтаны с источником, помолившись перед каждым, выразив мысленно свою просьбу и окунув голову под источник по три раза. Дальше переходят в следующий бассейн, где проводится тот же ритуал. В конце процесса омовения нужно выпить одиннадцать глотков воды.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика