Чар-дхам, «четыре обители»: Гималайская святыня Бадринатх, долина аскетов

Бадринатх– священный индуистский город и достопримечательность Индии, расположенная на высоте 3125 метрах на холмах Гархвал вдоль берегов реки Алакнанды. Бадринатх — «северная обитель», наиболее важная из четырёх мест в паломничестве по маршруту «четырех обителей» Чар-дхам, в который входят также города Дварка, Рамешварам и Пури. Одновременно Бадринатх входит в паломнический маршрут «Чота-Чар-дхам», или Гималайский Чар-дхам, объединяющий четыре священных места — Бадринатх, Кедарнатх, Ганготри и Ямунотри.

Город лежит между двумя горными отрогами – Нар и Нараяна в тени горы Нилкантха (6597 м). Название города происходит от двух слов: Бадри – съедобная местная ягода, по вкусу напоминающая кислую клюкву, а также название на санскрите дерева ююба (смоковница), Натх – значит «Владыка». Это место священно для адептов бога Вишну, особенно в его двуедином воплощении Нара-Нараяна.

В священных текстах Сканда Пурана говорится: «В раю, на земле и в аду есть несколько священных мест, но ни одно из них не сможет сравниться с Бадринатхом ни сейчас, ни в будущем». Несколькими километрами выше Бадринатха лежит «последняя индийская деревня», Ману. Дальше неё жилых селений нет – деревня находится в непосредственной близости к границе с Китаем.

Чуть выше Ману – исток реки Сарасвати. Об этой божественной реке сложено немало легенд. На её берегах медитировали самые знаменитые мудрецы-риши и сочиняли древние тексты поэты и йогины.

Река вырывается бурным потоком (122 метровый водопад Васудхара) из горной расщелины и совершает свой путь в видимом русле всего лишь несколько километров, после чего сливается с Алакнандой и уже продолжает существовать вместе с ней, объединяясь с Мандакини в Рудра праяге, с Бхагиратхи в Дев праяге, после чего становится единым целым с Гангой. Именно поэтому Ганга считается опасной и непредсказуемой рекой, во многих местах воды Ганги и Сарасвати движутся в разных направлениях, создавая водовороты невообразимой силы.

По преданию, именно на берегах Сарасвати были написаны Веды: Однажды, Махариши (великий мудрец) Вьяса совершал многодневную аскезу, очищая мысли и душу. В какой-то момент он почувствовал вибрацию воздуха и понял, что это не просто ветерок, а божественная сила. Вьяса принял духовный поток и записал каждую вибрацию. Так появились Веды – четырехкнижие с наставлениями по совершению молитв и обрядов.

Также интересно:  "Озеро скелетов" Роопкунд, мрачная тайна Гималаев

Другая легенда гласит, что в одной из местных пещер (Вьяса гупха) мудрец Вьяса начитывал древний эпос Махабхарата самому божественному Ганеше, который, стараясь не пропустить ни слова, записывал его на каменных страницах. С той поры вход в пещеру преграждает огромный валун, своей слоёной структурой напоминающий окаменевшую книгу.

Через Сарасвати перекинут природный горный мост, Бхим Пули, который, ещё в древние времена, соорудил герой Махабхараты Бхимасена. По легенде, после победы в битве на Курукшетре и последующего царствования, братья Пандавы, их жена Драупади и мать Кунти держали путь в небесную обитель. На их пути возник стремительный горный поток, силач Бхима отломил кусок скалы и перекинул его над ущельем, чтобы путники смогли перейти реку.

Храм Бадринатха находится на берегу реки Алакнанда, между двумя горами Нара-Парват (гора человека) и Нараяна-Парват (гора Бога). Название храма “Бадринатх” связано с древним преданием, согласно которому  Вишну совершал в этом месте аскезу. Для того, чтобы спасти мужа от палящих лучей солнца, его супруга Лакшми приняла форму дерева Вишала-Бадари (Великой смоковницы), укрыв бога под тенью ветвей. Удовлетворённый преданностью супруги, Вишну сказал, что отныне это место будет носить её имя.

Другая легенда гласит, что однажды Вишну позволил своей супруге Лакшми массировать его ноги; кто-то из святых упрекнул бога, что он чрезмерно увлекается плотскими радостями. Вишну в раскаяньи ушел в Бадринатх, сел в лотос и погрузился в глубокую медитацию. В итоге Лакшми упросила-таки его оставить этот неприличествующий богам чрезмерный аскетизм; Вишну согласился, но при условии, что Бадринатх навсегда останется долиной, закрепленной за медитирующими аскетами.

Храм Бадринатх или Шри Бадри или Вишал Бадри, посвящённый Вишну, существовал уже в 6 веке до н.э. и был заново отстроен и восстановлен в 7 веке н.э. Ади Шанкарачарьей – святым и философом, основателем школы адвайта-веданта. В храме установлено 15 божеств (мурти) из чёрного камня, среди которых богиня Лакшми, Гаруда, Шива, Парвати и Ганеша.

Также интересно:  Храм божественного гнева: Ахобилам, святилище человека-льва

На главном алтаре – восседающий в медитативной позе Вишну, главное и самое древнее божество храма, появившееся здесь, как полагают, в ведический период.  Его тело изображает йогическую позу лотоса, Падмасану, руки сложены на груди в молитве. Мурти Шри Бадри-нараяны самопроявлено из полуметрового чёрного камня (Шалаграма-шила). Это божество также называют Бадри Вишал или Бадаринараяна.

Паломники приветствуют божество криками: «Боло Бадри Нараяна ки джей!». Говорится, что установил это божество Шанкарачарья, самолично отыскав его на дне горячего источника Нарада Кунд, расположенного рядом с храмом. Хотя, согласно другой легенде, Шанкарачарья нашёл каменное изваяние Бадри-нараяны в реке Алакнанде и сначала хранил его в пещере возле горячих источников и уже позже перенес мурти в храм.

Справа от божества находятся Уддхава, Нара и Нараяна. Нарада Муни преклонил колено перед божеством, также встав с правой стороны. С левой стороны стоит Кубера, небесный казначей, и серебряное изваяние Ганеши. Чуть слева – Гаруда, также преклонив колено. Навес над Вишну покрыт слоем чистого золота. Храм изобилует многочисленными древними каменными фресками. Еще в храме – за алтарем Вишну – находится древний шивалингам, оставшийся здесь с тех времен, когда, ещё до появления Вишну, тут медитировал Шива. 

Храм открыт для паломников только шесть месяцев в году, с мая по октябрь. Это связано с погодными условиями в Гималаях, так как остальную часть года Бадринатх изолирован от внешнего мира снегопадами. На остальное время храмовые священники переносят божества в Джошиматх, что 44 километра южнее Бадринатха.

Непосредственно перед закрытием храма, в ноябре, проводится последняя пуджа и, после неё, в храме оставляется горящим масляный фитиль. Когда через шесть месяцев открывают ворота храма, фитиль горит, как и прежде. Говорится, что в зимние месяцы сюда приходят Нарада Муни вместе с другими полубогами, чтобы продолжить поклонение Вишну.

У входа в храм находятся священные горячие источники (кунда), и прежде, чем войти в храм чтобы получить благословение (даршан) Шри Бадринатха, традиция предписывает принять омовение в Тапта Кунде, резервуаре с горячей водой, установленном у храмовой лестницы, неподалеку от реки. Температура воды в нем около 50 градусов.

Также интересно:  Ольянтайтамбо: "Кладовая бога" в Священной долине

Рядом расположен Нарада Кунд. Именно в нём Шри Ади Шанкарачарья нашел мурти Шри Бадра Вишал. В Нарада Кунд вода горячее, около 60 градусов, поэтому паломники постепенно подготавливают тело к омовению в ней: сначала ноги, потом руки, затем умывают лицо. Только после этого погружают всё тело. Есть и те, кто набирает воду в ведро, чтобы разбавить её холодной водой и вылить содержимое на себя. Жестких правил по омовению не существует, главное соприкоснуться с водой. Иногда ограничиваются только ногами и лицом. Даже в зимние месяцы Тапта Кунд и Нарада Кунд клубятся горячим паром. По преданию Нарада Кунд – место пребывания бога огня Агни.

Неподалеку от Тапта Кунда на берегу Алакнанды лежат пять камней (Панч Шила) – Нарада, Нарасимха, Вараха, Гаруда и Маркандея. Брахма Капалам – обрядовое место, расположенное на берегу Алакананды приблизительно в километре от храма.  Здесь совершают «шраддху» – обряд поминовения (предложение пищи усопшим предкам) и, при соблюдении определённых условий, обряд очищения кармы рода до седьмого колена.

Традиция предписывает совершать здесь подношения предкам пинды (шраддха). Брахма Капалам обозначает «Череп Брахмы», который символизирует огромный чёрный камень-валун, лежащий на берегу реки.

Нужно проделать пеший путь длиной в 15 км, чтобы добраться от Бадринатха до истока реки Алакнанды – Алка Пури. Здесь Алакнанда берёт своё начало из ледников Бхагиратх-Кхарак и Сатопантха. Вдоль этой горной тропы расположены несколько индуистских святынь:

  • Шешанетра -валун, известный как глаз Шеши-нага, с отпечатком, по преданию оставленным божественным змеем-нагом Шешей.
  • Чаранпадука -живописный луг, на котором находится валун с отпечатками стоп Вишну.
  • Сатопантх – высокогорное озеро, раскинувшееся на высоте 4 402 м в 25 км от Бадринатха. Озеро по форме напоминает треугольник и ассоциируется с индуистской божественной тримурти – Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель).

Индия, карта расположения Бадринатха

 

Похожие статьи

Добавить комментарий