«Пепельный монастырь» Алувихара: Пещеры Трипитаки

Буддийский храмовый комплекс Алувихара (Aluvihara) расположен в горах Шри-Ланки в 8 км севернее Матале, в 34 км к северу от Канди и 44 км к югу от Дамбуллы. Он включает в себя 13 пещер, из которых только несколько действуют в наши дни. Название храма переводится как «пепельный монастырь», и связано оно с легендой о великане. Согласно преданию, он использовал три скалы в качестве основания для кастрюли, а пепел образовался от приготовления еды.

Храмовый комплекс Алувихара, история возникновения

Первое упоминание о храме Алувихара относится к III веку до н.э. В это время, как считается историками, на Цейлоне буддизм стал основной религией. Во время царствования Валагамбахи I (77 — 89 гг. до н.э.) здесь был основан монастырь.

Этот храм знаменит в первую очередь тем, что здесь был впервые записан буддийский канон Трипитака на сингальском языке. До того времени учение Будды на острове передавалось только устно. Во время завоевания Цейлона тамилами и изгнания короля Валагамбахи, основная часть монахов перебрались на территорию Индии. Оставшиеся 60 монахов в храме Алувихара остались писать священные тексты. Запись текстов на листьях пальмы талипот заняла 3 года.

В 411 г. из Индии на остров Цейлон прибыл монах Буддагоша. Именно он впервые осуществил перевод учения Будды с сингальского на язык пали (священный язык Будды), а пещера, в которой он работал ныне носит его имя Буддагоши. Свод буддийских священных текстов «Типитака» (пали Tipitaka, Три корзины) был кодифицирован на Первом буддийском соборе, состоявшемся в V в. до н.э. вскоре после смерти и ухода в паринирвану Будды Гаутамы. Все разделы Типитаки изложены на пали – священном языке буддистских текстов, ведущем свое происхождение от языка магадхи, на котором в древние времена разговаривали в Магадхе на севере Индии, где жил и проповедовал Будда Гаутама.

Также интересно:  Панагия Сумела, христианский центр Малой Азии

Многие века эти монастырские пещеры служили убежищем общинам буддистских монахов.  Монастырь неоднократно грабился и разрушался во время колониальных войн и восстаний. Алувихара находится у одной из четырех дорог, по которым происходило передвижение идущих на захват Канди колониальных войск. В 1848 г. библиотека и большая часть храма были разрушены англичанами при подавлении «Восстания в Матале». Восстановление Алувихары началось в конце XIX в. В 1899 г. были отремонтированы часть пещер, а в 1904 г. сооружена каменная лестница и арка с колоколом.

Пещерный монастырь Алувихара, достопримечательности

Пещеры храма впечатляют даже самых искушенных туристов. В первую пещеру ведут два входа, украшенные традиционным обрамлением из лепнины, включающим в себя том числе и макара-торану (традиционную входную арку).

Здесь расположена 10-метровая статуя лежачего Будды. К ней приходят, чтобы помолиться, и приносят цветки лотоса. Их можно купить у входа в храм. Потолок пещеры украшен росписью, также сделанной в виде цветков лотоса.

У левой стены расположена композиция, в центре которой находится статуя сидящего в позе медитации Будды, а справа и слева от него – фигуры стоящего Будды и двух божеств-охранителей.

Вторая пещера навсегда отвратит от совершения грехов, потому что на ее стены нанесены изображения наказаний грешников. От иллюстраций вроде грешника с открытым черепом и двумя демонами, разрезающими его мозг, пробирает дрожь. За каждый грех (измена, распитие алкоголя, самоубийство) придумано отдельное наказание, и всё это в красках изображено на стене пещеры. Подобное оформление можно увидеть в другом храме Шри-Ланки, Вевуруканнала.

Третья пещера, в которой туристы снова увидят статую лежащего Будды, в этот раз отдыхающего. Понять, собирается ли Будда отойти в мир иной или прилег отдохнуть, можно по стопам. У отдыхающего Гаутамы они сомкнуты, а пальцы находятся на одной линии. В ином случае пальцы одной стопы находятся выше уровня пальцев другой.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 10: Озеро Манасаровар, рожденное в уме Бога

Верхняя пещера, которую называют обителью Буддагоши, так как в ней несколько лет жил и работал над канонами Трипитаки индийский ученый. Согласно истории, такой ученый существовал в Анурадхапуре в VI веке н. э. Стены пещеры расписаны иллюстрациями о том, как Буддагоши старательно работает над Трипитакой.

Пещеры Алувихара небольшие и находятся прямо в скале. В них царит полумрак. Хотя сами пещеры очень древние, скульптуры и живопись – творение современных авторов. На самой вершине расположена смотровая площадка, с которой открывается потрясающая панорама. Отсюда удастся в деталях рассмотреть статую Будды, которая была установлена на горе в 2011 году.

Рядом с Алувихарой находится Дагоба (место для хранения реликвий). Оно расположено у лестницы, ведущей к вершине скалы. Поближе познакомиться с историей храма можно в библиотеке, расположенной на этой территории.

Шри-Ланка, карта расположения монастыря Алувихара

Похожие статьи

Добавить комментарий