Аксум считают одним из самых священных городов Эфиопии. Христианство здесь было провозглашено государственной религией еще в IV веке при царе Эзане. Он сам принял христианство и обратил в христианскую веру аксумитов около 330 года. При Эзане была построена большая часть монументальных сооружений города. Между тем, согласно старинным летописям Эфиопии, Аксум был столицей этой части страны уже за 200 лет до нашей эры, а аксумская история относит появление города к временам библейским.
Древний Аксум, история города
В I веке до нашей эры греческий источник упоминает богатое восточноафриканское государство с центром в городе Аксум, на Тиграйском плато, славящемся своим мягким умеренным климатом. Возник Аксум еще раньше, примерно в III веке до нашей эры. У Аксума имелся собственный морской порт Адулис, откуда в Римскую империю везли дорогую слоновую кость. Но вообще Адулис специализировался на транзитной торговле между Римом и Индией. В 325 году аксумский монарх Эзана принял христианство. Аксумцы строили каменные города со стелами и храмами, чеканили монету, писали иконы с изображением чернокожих христианских святых, а также вели завоевательные войны против соперников. В 330 году под ударами Аксума пал Мероэ. В 520 году они завоевали Йемен и земли к северу от него. В 702 году аксумский флот покорил аравийский порт Джидда.
В начале VII века многие из сподвижников пророка Мухаммеда нашли укрытие в Аксуме, спасаясь от преследования язычников Мекки. Большинство из них вернулось в Аравию после хиджры Мухаммеда в Ясриб (Медину) в 622 году, сохранив добрую память об Аксумском царстве как «области мира» и терпимости к мусульманам.
Однако спустя короткое время, в VIII веке последователи окрепшего ислама начали экспансию в регионе. Мощь Аксума была подорвана. Арабы-мусульмане захватили восточные территории Византии и Египет, а затем высадились на африканском побережье Красного моря. Сил, чтобы завоевать Аксум у них не было, но и у Аксума не было возможности изгнать иноверцев. В конечном счете, торговые связи с Европой и Индией прервались. Государство чернокожих христиан ослабло. Но точку в его существовании поставили не мусульмане, а иудеи.
Судя по всему, иудаизм проник из Египта или Аравии в Аксум раньше христианства. Те из иудеев, кто отказался принимать религию Христа, бежали из царства Эзаны куда-то на северо-запад, где основали собственное государство. В 960 году иудейская царица Юдифь создала конфедерацию из нескольких племен, захватила и разрушила христианскую столицу. Христианское государство возродилось в Восточной Африке лишь в XIII веке, но это уже была история собственно Эфиопии, а не Аксума.
Архитектура и достопримечательности Аксума
Во времена расцвета Аксумского царства гости и купцы из разных стран мира восхищались великолепными архитектурными достопримечательностями Аксума, среди которых особое место занимал «четырехбашенный дворец» царя Калеба Элла-Эсбехе, украшенный бронзовыми изображениями единорогов.
Дворец входил в грандиозный комплекс Такха-Мариам, все сооружения которого стояли на общем фундаменте. Развалины этого ансамбля в 1906 году начала исследовать немецкая археологическая экспедиция, но тщательно изучить их тогда не удалось. Перед началом Второй мировой войны Эфиопию оккупировали итальянские фашисты, которые через территорию дворцового комплекса провели военную автостраду и тем самым уничтожили его.
В Аксуме сохранились фундаменты и других дворцов, еще древнее царского. Полы их, как и в Такха-Мариам, представляли собой «паркет» из чередующихся белых и зеленых мраморных плит или из кирпичей. Стены и окна были украшены аппликациями из драгоценных металлов, позолоченной бронзы, редких сортов мрамора и пород дерева.
Одним из самых священных мест Эфиопии являлась основанная еще при царе Эзане церковь Марии Сионской и ее двор: даже обвиняемые в убийстве пользовались в этом убежище неприкосновенностью. Желающий воспользоваться этим правом приходил к церковным воротам и три раза громко объявлял, что хочет воспользоваться убежищем. Пропитание ему доставляли друзья, и таким образом даже преступник находился здесь в безопасности и избегал наказания.
В священную ограду храма не могли вторгаться даже правитель Аксума и царица, но они могли свободно заходить на передний двор, где заседал аксумский суд – иногда в доме, иногда на зеленом холме. Современные эфиопы твердо верят, что в тайниках этого аксумского храма хранится подлинный табут – Ковчег Завета, принесенный царем Менеликом из Иерусалима.
У въезда в Аксум стоит стела, на которой видна надпись на трех языках – греческом, арабском и геэз. Ученые отнесли эту плиту ко времени правления царя Эзаны, который таким образом увековечил память о своем походе против взбунтовавшихся соседей. Царская надпись повествует, что «аксумский царь Эзана, сын непобедимого бога Махрема, в благодарность за победы, дарованные воинству его и братьев его над возмутившимися соседями, воздвиг Махрему три статуи: золотую, серебряную и железную.«
От дохристианской архитектуры в Аксуме главным образом и сохранились стелы. На пыльных улочках современного Аксума вам без смущения расскажут, что их возводили великаны-циклопы, которые умели плавить камень. Они разливали его в длинные деревянные формы, а когда камень остывал, его обтесывали, полировали и превращали в гигантские стелы. Некоторые из них, к сожалению, разбиты, а одну стелу во время войны вывезли итальянцы, и теперь она украшает одну из римских площадей.
Во время раскопок ученые обнаружили к западу от царского дворца холм Бетэ-Гиоргис. Холм этот весь был превращен древними строителями в трехъярусную платформу, сложенную из массивных плит. На ней были установлены три гигантских монолитных обелиска из числа самых высоких в мире. Высота их соответственно равнялась 21, 24 и 33,5 метра. Только стела египетской царицы Хатшепсут в Луксоре и Латеранский обелиск в Риме чуть выше крупнейшей аксумской стелы.
Все три обелиска созданы из цельных глыб голубоватого базальта – самой твердой горной породы, используемой в строительстве. Даже обработанные, эти стелы весят несколько десятков тонн, а в Аксум базальт надо было доставлять специально, так как ближайшие выходы этой породы находились в нескольких километрах от города.
В Аксуме стелам придавали форму многоэтажных зданий, как бы повторяющих стройные, вытянутые вверх линии царских дворцов. Законченные монолиты представляют собой многоярусный дом-крепость, у подножия которого находились жертвенники с вырезанными в них углублениями, куда стекала кровь убитых животных. Затем следовала ложная дверь, иногда с замком и засовом, а иногда просто с дверной ручкой, вырубленной в гранитной глыбе.
Самый большой из найденных обелисков воспроизводил 14-этажный дом. На передней стороне одного из монолитов находилась металлическая пластинка, а на задней – изображение солнечного диска. Украшенной стороной обелиски всегда были обращены на восток.
Большинство стел завершалось двумя широкими углублениями: одно в форме круга, другое – полумесяца, а углубление одной из стел было сделано в форме копий. Ученые предположили, что в них, видимо, вставляли золотые и серебряные пластины, изображавшие Солнце и Луну, а также золотые и серебряные копья – символы власти аксумских царей. Назначение этих обелисков долгое время было не известно науке, но потом ученые предположили, что они являлись памятниками почитателям языческих культов Солнца, Луны, звезд и змей. Кроме того, они служили «домом» душе умершего царя, который обожествлялся при жизни и еще больше после смерти. Согласно верованиям того времени, стелы эти должны были стать дорогой, по которой душа умершего восходила на небеса.
В VI веке, после окончательной победы христианства в Эфиопии, царей стали хоронить в гробницах, которые тоже являлись предметами многовекового культа. Знатных людей хоронили на холме, который до сих пор возвышается на северо-востоке Аксума. Чтобы попасть туда, нужно пройти мимо огромного водохранилища, которое у местного населения считается бассейном царицы Савской.
Водохранилище это издавна снабжало город водой, а теперь используется во время религиозного праздника Тимкат. Царские могилы были вскрыты и разграблены еще в далеком прошлом, потому что заполнены они были богатствами несметными. Сейчас в склепах находятся пустые саркофаги с высеченными на них крестами.
В настоящее время Аксум, который, по преданию, был основан внуком Ноя, – это небольшой тихий городок, но и до сегодняшнего дня он остается религиозным центром Эфиопии. В 1980 году археологические объекты Аксума были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.