Айхоле, колыбель индуистской скальной архитектуры

Айхоле — храмовый комплекс, расположенный на берегах реки Малапрабха (Malаprabha) в районе Багалкот. Это очень популярная туристическая достопримечательность Индии в северной части штата Карнатака, расположенное на восток от Паттадакала. Ранние надписи называют этот город Айвалли и Арьяпура. Также Айхоле еще называют «колыбелью индуистской скальной архитектуры».

Айхоле был когда-то первой столицей ранней империи Чалукьев. Здесь они построили множество храмов в различных стилях и, как говорят об Айхоле, он являлся экспериментальной лабораторией скальной архитектуры. Пулакеши I, один из крупнейших правителей династии Чалукьев, позже переместил столицу государства в соседний Бадами, который тогда назывался Ватапи.

В относительно малоизвестной, но богатой архитектурными памятниками деревенской местности Айхоле более 100 храмов, относящихся к периоду правления Чалукьев и Раштракутов (VI–XI). Рассеянные группами по деревне среди окрестных полей и скальных нагромождений многие храмы хорошо сохранились, несмотря на то, что местные жители использовали их в качестве жилища и загонов для скота. Некоторые храмы носят имена тех, кто в них жил.

Туристы обычно начинают осмотр достопримечательностей с храма Дурги (Durga Mandir) в центральной части деревни. Он построен в конце VII – нач. VIII в. Это один из самых больших и красивых храмов в Айхоле. Его название происходит не от имени богини Дурги, а от слова durga, означающего «крепость».

айхоле

Это редкое архитектурное сооружение было возведено в тот короткий период, когда осуществлялась попытка создать храмы, округлые по форте и подобные буддийским скальным храмам-чайтья со специальным округлым отсеком для алтаря.

На многих колоннах, образующих открытую галерею и идущих вокруг всего здания, изображены любовные пары. Другие каменные изображения находятся у входа в мандапу и в нишах вдоль внешних стен ныне пустующего полукруглого святилища.

Также интересно:  Пушкар, священный город творца Вселенной

Скромно украшенный храм покрыт простым камнем, а колонны галереи, прилегающей к окружающей алтарь дорожке-прадакшина, покрыты резьбой. Он не похож на расположенные по всей стране храмы более позднего периода, богато украшенные внешне и строгие внутри.

Похожая на веранду округлая галерея вокруг алтаря внутри храма Дурги украшена декоративными решетчатыми окнами, а также вырезанными из камня фигурами, напоминающими буддийскую скульптуру.

Своей грубой работой храм скорее во многом напоминает древние, высеченные из камня пещеры Канхери и Эллоры в штате Махараштра, чем свободно стоящие каменные храмы более тонкой работы.

Его гарбха гриха (святая святых) увенчана низким округлым куполом-шикхара, больше напоминающим стиль Нагара, чем дравидский стиль, с резными вертикальными сегментами, выделяющимися на поверхности здания.

Остатки маленькой гопуры ворот храма находятся с южной стороны. В расположенном поблизости Археологическом музее представлена ранняя скульптура Чалукьев.

Дальше на юг расположен храм Лад Кхан (Lad Khan Temple), названный именем мусульманского отшельника, который жил в хижине по соседству. Считается, что он сооружен в VII–VIII вв. Храм представляет собой плоское сооружение, всего 50 футов шириной, построенное на высокой и широкой каменной платформе с ровной, низко опущенной крышей.

Демонстрируя превосходство полезности над украшательством, он просторный и совершенный в линиях, и состоит из святая святых, крытого холла-мандапы и портала с квадратными в основании колоннами, украшенного скульптурами.

Основной план храма квадратный, с примыкающим к нему большим прямоугольным портиком. Внутри 12 колонн поддерживают второй ярус с рядом окон; внутри них – еще 4 колонны; в центре стоит бык Нанди. Маленькое святилище, где установлен шивалингам, находится рядом с задней стеной. Лингам и Нанди, вероятно, поздние дополнения.

Холл освещается посредством широких окон с каменными решетками, за которыми находится круглая внутренняя галерея. В середине холла поднимается святая святых со статуями главного божества Шивы и резными фигурами речных богинь.

Также интересно:  Шрисайлам: Храм Малликарджуны, место исполнения желаний

Немного покатая крыша храма Лад Кхан тоже типична для этого раннего периода, когда практика использования дерева для строительства зданий была настолько распространенной, что хотя крыша здесь и сделана из цельного камня, ее конструкция копирует крышу из черепицы, удерживаемую скрещенными деревянными бревнами. «Черепичная» крыша имеет в центре слуховое окно с куполом-шикхара, привлекая к себе внимание и заставляя поднять глаза к небесам.

Соседний с ним храм Гаудар Гоуди (Gaudar Goudi Temple) включает маленькое святилище, размещенное в открытом павильоне-мандапе. Разрушенный храм Чакра Гоуди (Chakra Goudi Temple) расположен около пруда со ступенчатой набережной.

Южнее расположены 4 храма, входящие в «группу Кунти» (Kunti Group). Расположенный в юго-восточной части храм, предположительно, самый ранний. На его потолочных панелях представлены боги Брахма, Вишну и Шива.

На полпути вверх по холму в юго-восточном направлении находится пещера с изображением Будды. На вершине этого холма располагается недостроенный джайнский храм Мегути (Meguti Mandir). Стихи на санскрите и каннаде на камне в храме датируются 634 годом н.э. Портик, мандапы и верхний этаж над святилищем со статуей сидящего джайна – более поздние дополнения. С холма открывается прекрасный вид на Айхоле.

К северу от храма Дурги располагается храм Чикки Гоуди (Chikki Goudi) с изысканно высеченными колоннами и панелями. Тропинка ведет направо к маленькому храму Хуччималли Гоуди (Hucchimalli Goudi) с башней святилища в североиндийском стиле и необычным изображением Сканды-Карттикейи, сына Шивы и бога войны.

Поблизости, к северо-западу, расположены два пещерных святилища VI в. Одно из них посвящено Шиве – Раванапхадигоуди (Ravana Phadi Goudi).

В нем есть прекрасные скульптуры Махишасурамардини, Ардханаришвары (полумужчина, полуженщина, с атрибутами Шивы и Парвати), десятирукого Натешана (предшественника Шивы Натараджи, царя танца) и Парвати, Ганеши и Сапта Матрика (букв. «Семь матерей»).

Также интересно:  Мадаин-Салих, доисламский город мертвых

Узор в виде лотоса, окруженного мифическими животными, человеческими фигурами и растительным орнаментом, украшает потолок. Возле входа находится изображение Гангдхары (Шивы, принимающего на себя нисходящую с неба реку Гангу) в сопровождении Парвати и Бринги.

Индия, карта расположения Айхоле

 

Похожие статьи

Добавить комментарий