Айхоле, колыбель индуистской скальной архитектуры

Айхоле — храмовый комплекс, расположенный на берегах реки Малапрабха (Malаprabha) в районе Багалкот. Это очень популярная туристическая достопримечательность Индии в северной части штата Карнатака, расположенное на восток от Паттадакала. Ранние надписи называют этот город Айвалли и Арьяпура. Также Айхоле еще называют «колыбелью индуистской скальной архитектуры».

Айхоле был когда-то первой столицей ранней империи Чалукьев. Здесь они построили множество храмов в различных стилях и, как говорят об Айхоле, он являлся экспериментальной лабораторией скальной архитектуры. Пулакеши I, один из крупнейших правителей династии Чалукьев, позже переместил столицу государства в соседний Бадами, который тогда назывался Ватапи.

В относительно малоизвестной, но богатой архитектурными памятниками деревенской местности Айхоле более 100 храмов, относящихся к периоду правления Чалукьев и Раштракутов (VI–XI). Рассеянные группами по деревне среди окрестных полей и скальных нагромождений многие храмы хорошо сохранились, несмотря на то, что местные жители использовали их в качестве жилища и загонов для скота. Некоторые храмы носят имена тех, кто в них жил.

Туристы обычно начинают осмотр достопримечательностей с храма Дурги (Durga Mandir) в центральной части деревни. Он построен в конце VII – нач. VIII в. Это один из самых больших и красивых храмов в Айхоле. Его название происходит не от имени богини Дурги, а от слова durga, означающего «крепость».

айхоле

Это редкое архитектурное сооружение было возведено в тот короткий период, когда осуществлялась попытка создать храмы, округлые по форте и подобные буддийским скальным храмам-чайтья со специальным округлым отсеком для алтаря.

На многих колоннах, образующих открытую галерею и идущих вокруг всего здания, изображены любовные пары. Другие каменные изображения находятся у входа в мандапу и в нишах вдоль внешних стен ныне пустующего полукруглого святилища.

Скромно украшенный храм покрыт простым камнем, а колонны галереи, прилегающей к окружающей алтарь дорожке-прадакшина, покрыты резьбой. Он не похож на расположенные по всей стране храмы более позднего периода, богато украшенные внешне и строгие внутри.

Похожая на веранду округлая галерея вокруг алтаря внутри храма Дурги украшена декоративными решетчатыми окнами, а также вырезанными из камня фигурами, напоминающими буддийскую скульптуру.

Своей грубой работой храм скорее во многом напоминает древние, высеченные из камня пещеры Канхери и Эллоры в штате Махараштра, чем свободно стоящие каменные храмы более тонкой работы.

Его гарбха гриха (святая святых) увенчана низким округлым куполом-шикхара, больше напоминающим стиль Нагара, чем дравидский стиль, с резными вертикальными сегментами, выделяющимися на поверхности здания.

Остатки маленькой гопуры ворот храма находятся с южной стороны. В расположенном поблизости Археологическом музее представлена ранняя скульптура Чалукьев.

Дальше на юг расположен храм Лад Кхан (Lad Khan Temple), названный именем мусульманского отшельника, который жил в хижине по соседству. Считается, что он сооружен в VII–VIII вв. Храм представляет собой плоское сооружение, всего 50 футов шириной, построенное на высокой и широкой каменной платформе с ровной, низко опущенной крышей.

Демонстрируя превосходство полезности над украшательством, он просторный и совершенный в линиях, и состоит из святая святых, крытого холла-мандапы и портала с квадратными в основании колоннами, украшенного скульптурами.

Основной план храма квадратный, с примыкающим к нему большим прямоугольным портиком. Внутри 12 колонн поддерживают второй ярус с рядом окон; внутри них – еще 4 колонны; в центре стоит бык Нанди. Маленькое святилище, где установлен шивалингам, находится рядом с задней стеной. Лингам и Нанди, вероятно, поздние дополнения.

Холл освещается посредством широких окон с каменными решетками, за которыми находится круглая внутренняя галерея. В середине холла поднимается святая святых со статуями главного божества Шивы и резными фигурами речных богинь.

Немного покатая крыша храма Лад Кхан тоже типична для этого раннего периода, когда практика использования дерева для строительства зданий была настолько распространенной, что хотя крыша здесь и сделана из цельного камня, ее конструкция копирует крышу из черепицы, удерживаемую скрещенными деревянными бревнами. «Черепичная» крыша имеет в центре слуховое окно с куполом-шикхара, привлекая к себе внимание и заставляя поднять глаза к небесам.

Соседний с ним храм Гаудар Гоуди (Gaudar Goudi Temple) включает маленькое святилище, размещенное в открытом павильоне-мандапе. Разрушенный храм Чакра Гоуди (Chakra Goudi Temple) расположен около пруда со ступенчатой набережной.

Южнее расположены 4 храма, входящие в «группу Кунти» (Kunti Group). Расположенный в юго-восточной части храм, предположительно, самый ранний. На его потолочных панелях представлены боги Брахма, Вишну и Шива.

На полпути вверх по холму в юго-восточном направлении находится пещера с изображением Будды. На вершине этого холма располагается недостроенный джайнский храм Мегути (Meguti Mandir). Стихи на санскрите и каннаде на камне в храме датируются 634 годом н.э. Портик, мандапы и верхний этаж над святилищем со статуей сидящего джайна – более поздние дополнения. С холма открывается прекрасный вид на Айхоле.

К северу от храма Дурги располагается храм Чикки Гоуди (Chikki Goudi) с изысканно высеченными колоннами и панелями. Тропинка ведет направо к маленькому храму Хуччималли Гоуди (Hucchimalli Goudi) с башней святилища в североиндийском стиле и необычным изображением Сканды-Карттикейи, сына Шивы и бога войны.

Поблизости, к северо-западу, расположены два пещерных святилища VI в. Одно из них посвящено Шиве – Раванапхадигоуди (Ravana Phadi Goudi).

В нем есть прекрасные скульптуры Махишасурамардини, Ардханаришвары (полумужчина, полуженщина, с атрибутами Шивы и Парвати), десятирукого Натешана (предшественника Шивы Натараджи, царя танца) и Парвати, Ганеши и Сапта Матрика (букв. «Семь матерей»).

Узор в виде лотоса, окруженного мифическими животными, человеческими фигурами и растительным орнаментом, украшает потолок. Возле входа находится изображение Гангдхары (Шивы, принимающего на себя нисходящую с неба реку Гангу) в сопровождении Парвати и Бринги.

Индия, карта расположения Айхоле

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика