Афродисия (Афродисиас) — античный город в древней Карии, исторической области на юго-западном побережье Малой Азии. В настоящее время территория Карии является частью Турции. Достопримечательности древнего города находятся в 40 километрах от знаменитых травертин Памуккале неподалеку от деревни Гейре, название которой происходит от древней Карии. С первых дней своего существования и на протяжении многих веков, отмеченных бурными периодами истории Греции, Рима и Византии, город был подлинным родником искусства, мастерской красоты, изделия которой достигали самых отдаленных уголков империи. Резчики и скульпторы Афродисии поколение за поколением отправляли через порты Малой Азии во все концы света изделия из неповторимого карийского мрамора.
Древний город Афродисиас, история
В середине 2-го тысячелетия до н. э. в этих местах расселились племена хеттов (чьей столицей была Хаттуса), к Троянской войне (XII в. до н. э.) уже существовали карийцы как народ. Древнегреческие мифы говорят, что карийские города существовали еще со времен легендарного критского царя Миноса. Археологические раскопки позволили установить, что территория, на которой возникла одна из цивилизаций Малой Азии, была обитаемой еще в бронзовый век. Старый город был известен в глубокой древности как Нинова, и это название указывает на его связи с Вавилоном. Постепенно этот город приобрел славу центра культа главной месопотамской богини Иштар. В античные времена он сменился культом другой богини, во многом схожей с Иштар, — Афродиты, для которой было построено святилище. У культа Афродиты было много общего с культами Артемиды или Кибелы: в эпоху расцвета эллинизма культы с одними и теми же религиозными корнями имели различные формы выражения.
К концу 2-го тыс. до н. э. на побережье Карии появились первые греческие города, а греческая культура и язык постепенно вытеснили все карийское. Ко II в. до н. э. вокруг святилища Афродиты вырос город. Город процветал с конца I в. до н. э. и вплоть до III в. За это период он превратился в важный культурный и религиозный центр греческой Малой Азии.
Затем эти места заняли персы, которых в IV в. до н. э. изгнал Александр Македонский. После его смерти Кария стал полем битвы полководцев-диадохов за осколки его империи и в конце вошла в состав владений Селевкидов. Так продолжалось до тех пор, пока римляне, одержав победу над сирийским правителем Антиохом III в 190 г. до н. э., не разделили Карию между Пергамским царством и Родосом. Именно тогда здесь и появился город Афродисиас (Афродисия).
В 305 г. город получил статус административного центра римской провинции Кария. Начавшееся тогда же распространение христианства, первоначально не оказало принципиального воздействия на жизнь Афродисии как центра языческих культов. Насильственная христианизация встретила стойкое сопротивление в городе, где были сильны традиции языческих обрядов. Так продолжалось вплоть до восшествия на трон римского императора Феодосия I Великого (346-395 гг.), последнего правителя единой Римской империи. При нем, в 380-381 гг., христианство стало государственной религией. Положение Афродисии как языческого культового центра пошатнулось.
В VII в. на город обрушились несчастья, он был почти стерт с лица земли землетрясениями и наводнениями, население вымирало от эпидемий. Однако жизнь еще довольно долго теплилась на его руинах. Но во второй половине XI в. остатки построек были разрушены во время захвата турками-сельджуками Малой Азии. В XIII в. жители окончательно покинули Афродисию. Окончательно он пришел в упадок после разрушения тюркским завоевателем Тимуром в 1402 г.
Афродисия, достопримечательности и архитектура
Руины древнего Афродисиаса лежат на высоком плоскогорье у подножия гряды Акдаг и горы Баба-Даг. У ее подножия — недалеко от долины, по которой протекает река Бююк Мендерес — древний Меандр, упомянутый во второй книге «Илиады» Гомера. План города типичен для античных полисов: с акрополем на самом возвышенном месте, крепостными стенами и главным храмом божеству — покровителю города.
Судьба Афродисии — один из примеров работы по сохранению исторических памятников, осуществляемой в наши дни правительствами различных стран. Сегодня город представляет собой место грандиозных раскопок: он буквально возрожден из небытия, и это только начало большой работы археологов.
В городе сохранились крепостные стены, окружающие его основную часть. В центре расположены руины епископского дворца, от которого остался только перистиль — двор, окруженный колоннадой из редкого голубого мрамора, с мраморными же наборными полами. Предполагается, что он был перестроен из дворца римского наместника.
Театр Афродисии был построен в I в. до н. э., он много раз перестраивался в ранневизантийский период и сегодня считается одним из наиболее сохранившихся памятников античной архитектуры, в нем и сегодня идут некоторые театральные постановки. На северной стене театра видны греческие надписи II-III вв. Уникальной постройкой являются Театральные термы, в которых есть фрагменты свода в кальдариуме — горячей купальне.
За театром расположена большая площадь Тетрастион, ограниченная четырьмя портиками. По левую сторону от Тетрастиона находятся руины терм Адриана и базилика.
Агора — площадь собраний и торговли, посвященная императору Тиберию — занимала обширное пространство, окруженное портиками с ионическими колоннами. Справа от площади и ворот агоры расположен Себастейон — святилище обожествленного императора Августа с многочисленными рельефами, на которых изображены мифологические сцены, такие как «Освобождение Прометея Гераклом» или «Клавдий покоряет Британию».
Здание Одеона, или Булевтериона, — концертного зала, в котором проходили собрания городского совета — интересно в первую очередь сохранившимися в нем мозаиками и статуями. Главное здание Афродисиас (Афродисия) — храм Афродиты — первоначально было построено в ионическом стиле, а при императоре Адриане было окружено священной стеной. Главной святыней храма была трехметровой высоты статуя Афродиты. Судя по сохранившимся колоннам, в ранневизантийское время, около V в., храм был преобразован в базилику. От храма сохранились лишь часть колонн и Тетрапилон — парадный портал, чьи бороздчатые колонны, вероятно, обрамляли вход в храм Афродиты. Он украшен фронтонными горельефами, изображающими Эроса и сцены охоты крылатой богини Ники.
Стадион, вмещавший до 30 тысяч зрителей, отлично сохранился до наших дней и обладает лучшей из дошедших до нас беговых дорожек периода античности.
Количество найденных в древнем городе сокровищ искусства настолько велико, что кажется, будто ценнейшее наследие тех давно ушедших мастеров, что создавали его, не разбросано по музеям всего мира, а собрано именно здесь, в Афродисии. У входа на территорию раскопок расположился музей, в котором выставлены находки: бюсты императоров, византийские и римские скульптуры, статуя сидящей на троне Афродиты, саркофаги и надгробия, фризы театра.
И сейчас этот древний город, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, во всем своем великолепии выходит на свет из руин и обломков, среди тополей и олив на тихой Карийской равнине, где некогда зародился, осененный величием и красотой.