Древний город Абу-Мина, святыня коптов

При взгляде на развалины североафриканского города-монастыря Абу-Мины рождается масса мыслей, и самая главная из них: как люди умудрялись выжить в этом безводье, да еще и построить замечательные храмы? Ответ прост. Люди древнего Абу-Мины жили в эпоху, когда вера и святость были смыслом жизни. Потому люди стремились к идеалам, таким как святой Мина, положивший жизнь за веру. И многие века после его смерти люди приходили в Абу-Мину с верой в исцеляющую силу здешних источников…

Абу-Мина, город египетского чудотворца

После расправы над св. Миной его останки были похоронены там, где сейчас находится монастырь в его память. Паломники приходили сюда в надежде на исцеление.

Руины древнего города Абу-Мины (также именуемого Абу-Меной) — важного центра паломничества времен египетского Средневековья — находятся к юго-западу от Александрии в сторону впадины Вади-Натрун. Когда был основан Абу-Мина, Александрия, некогда служившая одним из главных центров эллинистической цивилизации, переживала период упадка. Тем не менее за три столетия до появления Абу-Мины именно в Александрии началась история христианства в Египте. Основателем ее, согласно преданию, был апостол Марк (ум. 68 г.), один из четырех евангелистов. Он впоследствии стал первым епископом Александрии и долгое время вел борьбу с язычеством. Позднее, уже в VI в., появилась Коптская православная церковь Александрии, как называют христианскую церковь Египта.

В конце III в. — начале IV в. делу укрепления веры в тяжелые для христиан времена послужил Мина Котуанский (Фригийский), причисленный к лику христианских святых и почитаемый православными в лике великомучеников. О его жизни и судьбе известно из церковных хроник, утверждающих, что он был египтянином, служил в римской армии, в гарнизоне города Котуан во Фригии (запад полуострова Малая Азия). Его военачальником был центурион Фирмилиан, и сама служба проходила с 284 по 305 гг., в эпоху римских императоров Гая Аврелия Диоклетиана (245-313 гг.) и Максимиана Геркулия (около 250-310 гг.). При этих императорах ранние христиане подверглись гонениям, сопровождавшимся ужасными мучениями и казнями. Хроники утверждают, что Мина отказался служить гонителям истинной церкви, ушел в горы, где предался посту и молитве. Возможно, он закончил бы жизнь как большинство отшельников, всеми забытый, но однажды во время языческого праздника он пришел в Котуан, встал перед толпой и стал гневно обличать грешников, при этом славя Господа. Мина был схвачен римлянами и предстал перед судом римского наместника. Отказавшись принести жертву языческим богам, он подвергся пыткам и был обезглавлен в 304 г. Останки его было приказано сжечь, однако, по легенде, огонь не повредил тело мученика. Христиане ночью, тайком, собрали в погасшем костре уцелевшие останки Мины и перевезли в Египет.

Также интересно:  Мавзолей Хумаюна, наследие Великих Моголов

Место захоронения, если верить легенде, было выбрано по воле случая. Тело Мины перевозили на верблюде. Животное послушно следовало маршруту, но вдруг остановилось и отказывалось продолжить путь. Подобное поведение верблюда было принято за знак свыше. Здесь Мина был похоронен, а над его могилой была построена небольшая церковь его имени. До императора Флавия Аркадия (377-408 гг.) донеслись слухи о церкви, к которой паломники нескончаемым потоком приходят за исцелением, и он приказал построить здесь более вместительное здание. К середине периода раннего Средневековья Абу-Мина стал главным центром паломничества в Египте.

Между IV и VII вв. многочисленные христианские паломники шли по дорогам, что вели в Абу-Мину, надеясь на исцеление и другие чудеса. В VII в. сюда вторглись мусульмане, в результате значительная часть города была сожжена. Гибели города поспособствовал и правитель Египта Аль-Мамун, который велел снести все, что осталось от города, и использовать мраморные колонны построек Абу-Мины для строительства своего дворца и мечетей.

Монастырь в Абу-Мина, святое место коптов

Копты-христиане чтут память св. Мины и сохраняют развалины монастыря, что становится делать все труднее: грунтовые воды поднимаются, глиняный фундамент построек размокает и разрушается. Город стоит на пороге гибели. Археологи обратили внимание на Абу-Мину лишь в начале XX в., хотя в научных трудах он упоминался и до этого.

Регулярные раскопки начались в 1905 г Тогда же были обнаружены значительных размеров базилика, а также церковь, что была построена неподалеку, служившая местом захоронения останков святых. Базилика носила имя императора Аркадия. Ее крышу поддерживали 56 мраморных колонн. В архитектуре церкви заметно влияние египетского и византийского архитектурного стиля. В нескольких местах сохранились фрагменты мозаики из полудрагоценных камней и выложенный мрамором тротуар. К югу от базилики находились жилые помещения для старшего клира.

Также интересно:  Дугга, древнеримский город берберов

Из остатков гражданских построек лучше всего сохранились римские бани. Во второй половине XX в. археологи раскопали большую общую спальню для бедных паломников с отдельными помещениями для мужчин, женщин и детей. Еще одно строение — ксенодохий, бесплатный приют для нищенствующих паломников и заболевших в пути. Дополнительные раскопки показали, что под ксенодохием находится более древнее кладбище.

Баптистерий — отдельное здание для крещения, также расположенное неподалеку от первой — малой — церкви, несколько раз подвергался перестройке. Интересным оказалось соседство храмовых строений с винокурней и винными погребами.

Исследуя хронологию строительства Абу-Мины, ученые выяснили, что оно шло поэтапно: сначала была построена гробница, потом базилика, затем — приют для многочисленных паломников. В 1959 г. патриарх Коптской православной церкви Кирилл VI (1902— 1971 гг.) основал обитель недалеко от остатков старого города, где затем был воздвигнут коптский православный монастырь Св. Мины. Христиане-копты составляют около 10% населения современного Египта, и они сохранили древние традиции паломничества в Абу-Мину. 11 ноября все паломники празднуют День святого Менаса — «Египетского чудотворца».

Район вокруг развалин Абу-Мины со временем оказался весьма плотно заселен, здесь ведется интенсивное сельское хозяйство. Результатом этой деятельности стал довольно резкий подъем уровня грунтовых вод, что привело к разрушению ряда раскопанных сооружений. Многие раскопанные строения оказались на грани окончательного разрушения. Причина в том, что глинистая почва размокает, становится неустойчивой и «плывет».

При этом местные жители винят во всем археологов, утверждая, что именно раскопки на территории города привели к резкому подъему уровня грунтовых вод. Так или иначе, но в 2001 г. город Абу-Мина был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой уничтожения. Исправить положение местные власти пытаются путем засыпки песка в основание тех сооружений, что пострадали больше остальных. Это решение особенно актуально, так как ситуация в Абу-Мине близка к критичной: даже паломникам и туристам уже не всегда удается попасть к историческим местам из-за подъема уровня грунтовых вод.

Также интересно:  Шисаньлин: Некрополь "Сыновей Неба" династии Мин

Египет, карта расположения Абу-Мины и монастыря св. Мины

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика